http://www.ras.ru/about/generalmeeting/meetingdecisions.aspx?ID=0a2cede5-fea4-48c3-8ed1-df 07be15a6d1&print=1
© 2024 Российская академия наук

№ 24 от 15.12.2004

Российская академия наук

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совместной научной сессии
Общего собрания Российской академии наук
и Учёного совета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
посвящённое 250-летию МГУ

15 декабря 2004 г.

№ 24

Совместная научная сессия Общего собрания Российской академии наук и Учёного совета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова отмечает выдающуюся роль, которую сыграло в истории развития науки и образования в России плодотворное сотрудничество Российской академии наук и Московского университета. И сегодня их интеграция и тесный союз являются залогом успешного развития общества, основанного на знаниях. Общее собрание Российской академии наук и Учёный совет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ПОСТАНОВЛЯЮТ:

 Считать необходимым принять заявление «О роли науки и образования в современном мире»

«О роли науки и образования в современном мире»

Развитие современного общества, создание экономики, основанной на знаниях, во всё возрастающей степени зависят от уровня науки и образования. Экономическое процветание, качество жизни, национальная безопасность определяются прогрессом науки и эффективности использования результатов научно-исследовательской деятельности. Особое значение при этом имеют фундаментальные научные исследования, обеспечивающие прорыв к принципиально новым знаниям, на которых основаны революционные преобразования в производстве и в общественных отношениях. Стремление к практическому использованию результатов фундаментальной науки во многом задаёт содержание прикладных разработок, создавая единство фундаментальной и прикладной науки. Если прикладные исследования направлены на решение сегодняшних проблем, то фундаментальные ориентированы на проблемы будущего и определяют, в конечном счёте, стратегию развития общества.

Наука и образование – это основа устойчивого развития общества, в котором используются только мирные средства разрешения конфликтов, применяются экологически безопасные технологии и создаются условия для сближения народов при сохранении своеобразия национальных культур.

В последние годы в мире стала проявляться тенденция рассматривать науку, а вместе с ней и образование, преимущественно в плане краткосрочной экономической целесообразности. При этом стремление к получению быстрой финансовой отдачи становится препятствием к развитию фундаментальных научных исследований, которые, однако, могут дать результаты, хотя и уступающие в скорости внедрения, но несоизмеримые как по своей экономической эффективности, так и по социальной значимости. Перенос рыночных механизмов в сферу науки и образования чреват стратегическими потерями, которые в перспективе могут оказаться более ощутимыми, чем сегодняшняя выгода.

Наука не мыслима без передачи знаний от поколения к поколению, без постоянного вовлечения в научный процесс молодых умов, так же, как и образование не даёт результатов, если оно оторвано от науки. Интеграция науки и образования – залог их успешного развития. Основу университетского образования составляет глубокое и последовательное изучение основных закономерностей природы и общества. Именно фундаментальное знание становится условием и инструментом освоения частных предметных областей и решения конкретных задач. С этим связана особая роль фундаментальной науки в университетах, которые призваны готовить специалистов, способных выдвинуть и воспринять новые идеи, обеспечивающие технологии завтрашнего дня.

Необходимым условием успешного развития науки и образования является их полноценная государственная поддержка, включающая в себя решение вопросов финансирования, обновления научного оборудования, привлечения талантливой молодёжи.

На нынешнем поколении лежит ответственность за сохранение и приумножение знаний, составляющих основу цивилизации. Будущее человечества создаётся уже сегодня, и определяется оно уровнем науки и образования.