http://www.ras.ru/about/generalmeeting/meetingdecisions.aspx?ID=999194ae-90e3-448a-9abe-0e 92fdcc9107&print=1
© 2024 Российская академия наук

№ 14 от 29.05.2008

Российская академия наук

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О деятельности Президиума Российской академии наук в 2001-2007 гг.



     Заслушав и обсудив доклад президента РАН академика Осипова Ю.С. и доклад главного ученого секретаря Президиума РАН академика Костюка В.В. «О деятельности Президиума Российской академии наук в 2001-2007 гг.», Общее собрание Российской академии наук констатирует, что за истекшее время ученые Академии получили ряд выдающихся научных результатов, имеющих мировое значение.

     Общее собрание Академии отмечает повышение внимания руководства страны к нуждам науки. Основным документом, определившим вектор развития науки в 2001-2007 гг., стали принятые в 2002 году на совместном заседании Совета Безопасности РФ, Президиума Государственного Совета РФ и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом России В.В.Путиным. Этим документом впервые фундаментальная наука отнесена к высшим национальным приоритетам России. План по его реализации во многом определил направления организационной работы Президиума РАН за отчетный период.

     Принятый в конце 2006 года закон о внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» закрепил статус Академии как ведущей научной организации страны.

     В декабре 2007 года Правительством РФ утвержден новый Устав Российской академии наук.

     В отчетный период Академия активно сотрудничала с органами государственной власти, в адрес которых было направлено более 4300 документов по проектам федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, выполнению поручений Президента РФ и Правительства РФ, исполнению российского законодательства. Активизировалась экспертная деятельность РАН. Ученые Российской академии наук проводят экспертизу принимаемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, экологических проектов (нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан, международный морской канал «Евразия»), программ социально-экономического развития Сибири, Урала, Дальнего Востока. Повысилась востребованность научных рекомендаций Академии по различным вопросам жизни страны.

     Начиная с 2002 года в Российской академии наук возобновились ежегодные научные сессии, получившие большой резонанс в постановке задач и решении экономических, социальных и политических проблем, имеющих принципиальное значение для развития страны.

     За период с 2002-2007 гг. была проведена работа по оптимизации структуры Российской академии наук: вдвое сокращено количество отделений по направлениям наук, ликвидировано 65 научных организаций, создано 18 новых научных организаций, в том числе Учреждение Российской академии наук Южный научный центр РАН. Удалось сохранить инфраструктуру Академии - предприятия научного обслуживания, медицинские учреждения, издательский корпус; была проведена реструктуризация аппарата Президиума РАН.

     В отчетном периоде в РАН была внедрена новая система планирования и программный метод организации фундаментальных исследований, усилена конкурсная составляющая финансирования крупных междисциплинарных программ фундаментальных исследований Президиума РАН и отделений.

     В феврале 2008 года Правительством РФ утверждена Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг., разработанная РАН совместно с Минобрнауки России и другими государственными академиями. Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» определен порядок финансирования Академии в соответствии с этой Программой.

     Начиная с 2006 года в РАН реализуется Пилотный проект совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров РАН. Российской академией наук выполнены задания по сокращению численности сотрудников и увеличению фонда заработной платы по каждому учреждению (осуществлены 1 и 2 этапы проекта).

     В последние годы изменяется в лучшую сторону состояние приборной базы науки. И за период 2001-2007 гг. за счет средств федерального бюджета для научных учреждений РАН было приобретено импортное и отечественное научное оборудование и приборы на сумму более 7 млрд. руб. и за счет средств по кредитным линиям банков Германии - на сумму более 2 млрд. руб.

     Однако состояние приборной базы учреждений РАН не в полной мере отвечает требованиям современного мирового уровня. Значительная часть имеющегося в учреждениях РАН научного и технологического оборудования физически и морально устарело, требует модернизации или замены.

     Одним из важнейших направлений деятельности РАН являлось решение кадровых проблем науки, расширение интеграционных процессов науки и образования. В декабре 2007 года были законодательно закреплены действующие в Академии формы взаимодействия науки и образования: Академический физико-технический университет, входящий в состав Учреждения Российской академии наук Санкт-Петербургского научного центра РАН, учебно-научные центры, базовые кафедры. При участии Академии вводятся новые специальности и создаются новые факультеты в ведущих вузах страны - Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, Московском физико-техническом институте, Новосибирском государственном университете и др. В 2006 году Российская академия наук заключила соглашение о сотрудничестве с вновь созданными Сибирским и Южным федеральными университетами.

     Российская академия наук внесла весомый вклад в создание научных основ экономики знаний, разработку концепции формирования национальной инновационной системы. В 2002-2003 гг. начала формироваться и развиваться инновационная инфраструктура Академии, активизировалась инновационная деятельность научных учреждений РАН. Поддерживаются и развиваются связи Академии с государственными и коммерческими структурами; заключены соглашения с РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», Федеральным агентством по атомной энергии, Внешторгбанком, ОАО ГМК «Норникель», администрациями ряда областей.

     Уделялось внимание развитию международных связей. Заключены новые договоры с иностранными академиями и научными обществами, осуществлялся широкий обмен учеными из разных стран.

     Решались вопросы комплектования библиотечных фондов РАН, совершенствования взаимодействия с Российским фондом фундаментальных исследований в отношении его электронной библиотеки, сохранения кадрового потенциала и улучшения материально-технического обеспечения библиотек.

     В вопросах издательской деятельности основное внимание уделялось расширению сферы распространения научных трудов при значительном увеличении объемов выпуска книжных изданий.

     Общее собрание Российской академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить деятельность Президиума Российской академии наук в 2001-2007 гг.

     2. Подготовить предложения государственным органам, обладающим правом законодательной инициативы, по законодательному закреплению за фундаментальной наукой нормы финансирования из средств федерального бюджета, а также предложения по изменениям и дополнениям к Гражданскому, Налоговому, Земельному и Трудовому кодексам Российской Федерации, учитывающие интересы научно-технической сферы, в частности, налоговые льготы на имущество РАН и предоставленные Академии земельные участки.

      3. Осуществить переход к финансированию Российской академии наук на основе целевых субсидий, выделяемых Академии в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг.

     4. Продолжить реформирование организационной структуры и системы управления РАН, сети научных учреждений РАН, имея в виду создание оптимальных условий для развития фундаментальных исследований, укрепления междисциплинарных связей ученых и повышения эффективности управления наукой.

     5. Завершить работу по реализации Программы модернизации академического сектора науки и Пилотного проекта по совершенствованию оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров РАН. Организовать работу по переходу к отраслевой системе оплаты труда, которая позволит сбалансированно решать проблему зарплат по Академии в целом.

     6. Считать необходимым повысить внимание руководства РАН, отделений РАН, региональных отделений, региональных научных центров и институтов РАН к нуждам и запросам сотрудников Академии, шире привлекая профсоюзные, молодежные организации, фонды и благотворительные общества к созданию более благоприятных условий научной деятельности и быта. Принять необходимые меры для сохранения и укрепления собственной медицинской базы РАН.

     7. Расширять связи академических учреждений с вузами и средней школой, развивая все уже действующие в Академии формы взаимодействия науки и образования, включая участие ученых РАН в создании и экспертизе учебников и учебных пособий. При создании новых федеральных университетов РАН выступить в качестве их соучредителя.

     8. Поручить Президиуму РАН продолжить работу по закреплению в РАН молодых талантливых кадров, используя в этих целях систему долгосрочных контрактов с повышенной зарплатой, льготные условия для получения жилья и другие необходимые меры. Усилить поддержку молодых ученых, работающих в РАН, активизируя деятельность фонда молодых ученых, систематически организуя конкурсы и присуждая премии за инновационные работы.

     9. Поручить Президиуму РАН уделить особое внимание вопросам обновления приборного парка Академии. Обратиться в Правительство РФ с просьбой о целевом выделении средств на обновление приборной базы фундаментальной науки. Повысить эффективность работы центров коллективного пользования приборами и экспериментальными установками.

     10. Обратить внимание руководителей научных учреждений РАН на необходимость развития сетевых связей, широкого взаимного обмена научной информацией и использования всего комплекса современных методов, повышающих эффективность междисциплинарной научной деятельности.

     Активизировать работу информационных общеакадемических институтов - Учреждения Российской академии наук Всероссийского института научной и технической информации РАН, Учреждения Российской академии наук Института научной информации по общественным наукам РАН и библиотек РАН; повысить уровень их финансирования и обеспечить выделение валютных средств для закупки необходимой литературы.

     11. Систематически расширять различные формы международных связей, включая членство в международных научных организациях.

     12. Усилить контроль за использованием имущества, переданного в пользование РАН, обратив особое внимание на закрепление земельного и жилого фондов. Усилить работу Президиума РАН по охране объектов интеллектуальной собственности.

     13. Президиуму РАН завершить работу по приведению всех ранее принятых нормативных документов РАН в соответствие с новым Уставом Российской академии наук и по утверждению новых уставов организаций, подведомственных РАН.

     14. Считать гражданским и профессиональным долгом ученых обеспечивать постоянную связь со средствами массовой информации для пропаганды достижений науки, борьбы с лженаучными представлениями и предрассудками, экстремизмом и проявлениями насилия для дальнейшего повышения престижа российской науки и культуры.

     15. Поручить Президиуму РАН рассмотреть все поступившие в ходе Общего собрания РАН предложения и принять по ним соответствующие решения.


Президент
Российской академии наук
академик Ю.С.Осипов

Главный ученый секретарь
Президиума Российской академии наук
академик В.В.Костюк