Здесь возникла уникальная амальгама традиций Византии, Древней Руси и Запада, отраженная в огромной изразцовой декорации XVII века; композициях из просветительных текстов (ранняя версия «монументальной пропаганды»); бронзо-литейном кирпичном подземном комплексе для отливки колоколов, будто сошедшем с чертежей эпохи Ренессанса. Даже бытовая керамика рисует неожиданную смесь южнорусских и центрально-европейских вкусов.
Достройки, ремонты, разрушения существенно изменили облик собора, монастыря и окрестностей. Для восстановления необходима твердая почва фактов. Раскопки открыли подлинные «Подмосковные Помпеи»: на месте пустырей возникла системная застройка 1650-х – 1760-х гг.: сотни квадратных метров «улиц» и дворов, покрытых булыжными вымостками; остатки валунных фундаментов деревянных и каменных зданий (дворцовых, хозяйственных, производственных). В зоне палат Патриарха изучен древний пруд и остатки палат, остатки полов, печных изразцов, найден золотой «марианский» дублон Матиаша Корвина, служивший образцом для «угорских золотых» Москвы XVI–XVII вв.
Полностью изучен рельеф монастырского холма; прослежена технологическая цепочка «нулевого цикла» строительства самого сложного инженерного сооружения России середины XVII в. Воссоздается первоначальная литургическая организация.