http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=006ad9b3-01e3-4542-9d22-66adb5d761b9&print=1© 2024 Российская академия наук
В докладе премьеру Институт экономики РАН порекомендовал включить в "Стратегию-2020" новый способ экономического планирования. По мнению ученых, экономические преобразования надо привязать к политическим циклам и строить план на два президентских срока вперед.
11 июля, встречаясь с учеными, Владимир Путин по-просил их внести свою лепту в разработку противоядия от финансового кризиса: "Нужна и важна каждая точка зрения". Доклад "Стратегические прио-ритеты и основные направления социально-экономического развития России" явился прямым следствием этого поручения главы правительства.
Авторами его стали доктора наук: директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, его первый заместитель Александр Рубинштейн и руководитель секции институтов современной экономики и инновационного развития Андрей Городецкий.
Одна из ключевых рекомендаций - изменение метода построения прогнозов социально-экономического развития. Кроме имеющихся трех (ВВП, рост инфляции и мировые цены на нефть) докладчики рекомендуют дополнить список новыми индикаторами - показателями развития крупнейших предприятий, в том числе естественных монополий и госкорпораций. А планирование госбюджета проводить не на три года вперед, как сегодня, а на пять.
Планы же, касающиеся преобразований экономических институтов, ученые вообще советуют привязать к политическим циклам, рассчитывая их на 10 лет, отдельно пояснив цифру - "два президентских срока".
Один из авторов доклада - Андрей Городецкий - сообщил "Труду", что такое планирование является на сегодня объективной данностью, которую невозможно игнорировать.
"Планирование в экономике - основная задача. Привязывать планирование к президентским срокам, к политическим циклам - очевидная необходимость, которую просто нельзя игнорировать. Смена власти приводит к серьез-ным изменениям в экономической политике, меняются тренды, от которых многое зависит", - уверен академик.
Кроме того, в докладе эксперты утверждают, что в отечественной экономике пока не удается приостановить процессы примитивизации производства и деградации социальной сферы. Благами, которые принесло развитие страны с момента распада СССР, в полной мере пользуется лишь четверть населения, а половина жителей России сегодня фактически ведет борьбу за существование. "Пока Россия явно отдалилась от желаемых социально-экономических стандартов", - говорится в документе.
К 2020 году население РФ, как утверждают ученые, может сократиться на 9 млн. человек, а к 2025-му - еще на 13 млн. И убыль эта должна коснуться в первую очередь именно трудоспособного населения. Производительность промышленности России в 5-6 раз ниже, чем в США, а в сельском хозяйстве и того меньше. Малый бизнес не поддерживается, а права граждан постоянно нарушаются. Все это, по мнению авторов доклада, приближает нашу экономику к характеристикам типичной страны третьего мира.
Чтобы преодолеть эти трудности и сделать Россию ключевым игроком экономического миропорядка, эксперты предлагают обширный ряд рекомендаций, которые затрагивают практически все сферы жизни - от налогообложения и пенсий до институциональных основ экономики.
Актуальный вопрос модернизации экономики эксперты предлагают решать более эффективно, привлекая опыт стран СНГ. Для этого в докладе предлагается метод "распределенной модернизации", когда модернизационные задачи координированно решаются в разных государствах. Это, по мнению экономистов, должно привести к созданию единого евразийского инновационного региона.
Но любые меры по улучшению состояния экономики, согласно докладу, бесполезны, если в России не будет создана эффективная система обеспечения экономической безопасности. Для ее появления предложено рассчитанное на три года принятие целостного пакета законов о собственности, которые максимум к середине 20-х годов должны создать новые, современные и защищенные отношения между собственником и собственностью.
Претворение в жизнь рекомендаций ученых потребует увеличения расходов бюджета на науку, образование, культуру и здравоохранение. Проблемы в поиске финансов для этого авторы не видят: деньги, по их расчетам, всегда появляются за счет дополнительных доходов, даже если изначально бюджет был спланирован дефицитным.
На сегодня этот доклад является своего рода альтернативой "Стратегии Народного фронта", подготовкой которой занимается Институт социально-экономических и политических исследований и предложения в которую на сегодня представили несколько сотен экспертов.
Директор Института политических исследований, депутат Госдумы Владимир Марков считает, что обилие идей, призванных обеспечить одну задачу, может множеством споров увести дискуссию от главного - выработки для стратегии единой концептуальной базы. "Обилие идей, которые поступают в "Стратегию-2020", создает угрозу замыливания основной концепции роли государства в экономике. На сегодня существуют две противостоящие идеи: концепция рыночного фундаментализма и концепция активного участия. В первом случае государство выступает ночным сторожем, во втором - драйвером. Видеть его во второй роли хотят и предприниматели, и граждане. Однако противники перемен при обилии идей получают возможность провести подмену. Они начинают обсуждать концепцию фундаментализма, подменяя ее в рассуждениях концепцией социального иждивенчества, когда мы живем как живем, проедая доходы от углеводородов", - уверен политолог.
— Есть по этому вопросу контрмнение. Нобелевский лауреат Андре Гейм в одном из интервью «Новой» сказал, что возвращать ученых-эмигрантов глупо и неправильно. Мол, уже состоявшийся на Западе ученый как старая лошадь на скачках — многого не даст.
— Я думаю, что в каком-то смысле он говорил правильно. Не нужно специально возвращать людей из-за границы. Нужно создавать такие условия, чтобы талантливые люди сами стремились работать в России. Особенно молодежь. Сам я покидал страну в октябре 1993 года. Мне было 20 лет, на Западе ученых из России принимали с большим интересом. А на родине в этот момент расстреляли парламент. Обстановка в моем кругу царила такая, что народ был готов ехать хоть в Монголию в последнем вагоне. Сейчас подобного ажиотажа нет.
— Интерес к русским сохранился?
— Безусловно. Доверие и уважение к приезжающим из России ученым очень высоко…
— Вы бывали в России в 2005 году и вот сейчас, в 2011-м. Можете сравнить ощущения?
— Да. В прошлый раз впечатление было очень неприятное. Куда бы я ни сунулся, всюду встречал озлобленных и агрессивных людей. Помню, вошел в автобус, а там эти перегородки-турникеты. Я с ходу не разобрался, замешкался, так меня другие пассажиры чуть не съели. Накричали. Сказали, что я пьяный…
Сейчас впечатление гораздо лучше. Люди спокойнее, что ли. Матюков нет, вечерами на улицах поголовно уже не пьют, грязи меньше. Все это такие мелочи, которые бросились в глаза.
— Появилось желание остаться? Хотя бы на подольше?
— Появилось, конечно. Мне сейчас безумно интересна работа над нашим центром, общение с людьми здесь. Хотя пока самого центра физически нет, и значит, оставаться в России пока негде. Родственников здесь тоже почти нет. Мой 65-летний отец, который живет в Массачусетсе, говорит, что ничего у России не получится. Поэтому он сюда ни ногой, даже если поеду я. Ну, а я не оставляю надежды его переубедить.
— На конференции говорили, что революционные квантовые технологии вот-вот ворвутся в повседневную жизнь и сместят с главенствующих позиций нанонаправление. Когда произойдет этот переход?
— Возможно, уже лет через десять. Эра квантовых технологий действительно идет на смену «нано». Индивидуальные структуры в электронике уже стали предельно малы, и сегодня они достигают нанометровых размеров (нанометр — это одна миллиардная часть метра, а атом — одна десятимиллиардная). И рано или поздно мы упремся в фундаментальную границу, когда транзистор будет размером с неделимый атом. А дальше — стоп, стена. Полная неизведанность. Микроскопический мир, живущий по своим законам, совершенно отличным от мира больших предметов, в котором живем мы. Можете ли вы себе представить, чтобы на футбольном стадионе один мяч влетал в одни и в другие ворота одновременно? Или менял траекторию в зависимости от того, сколько на стадионе публики? Немыслимо! Примерно настолько же неинтуитивен и квантовый мир в сравнении с нашим. Все знания, умения и опыт человечества, накопленные за последние сто лет, оказываются непригодны в изучении квантового мира. Единственное, в чем мы уверены — что развитие не остановить и уже скоро мы перейдем в новую технологическую эру.
— А заметит ли «переход» обыватель?
— Думаю, да. Ведь компьютеры есть почти у каждого. Уже скоро их размер, то есть размер электронных составляющих компьютера, перестанет уменьшаться. И мы выйдем на квантовый уровень, когда вся электроника будет принципиально другой.
— Как же будет выглядеть такой компьютер?
— Наверное, пока никто не ответит на этот вопрос точно. Иначе. Да даже и человек, я думаю, к тому времени будет выглядеть иначе. Благодаря достижениям квантовых и биотехнологий мы научимся интегрировать технические и биологические системы. Например, у меня будет квантовая микросхема, которую я смогу вживить в свой мозг и тут же стать во сто крат умнее, волью в себя гигантский объем знаний. А потом смогу получить Нобелевскую премию.
— Но тогда все начнут пользоваться такой «микросхемой». И что, всем давать премии?!
— Ну, я утрирую. Мы приближаемся к эпохе, когда все более высокой ценностью становится интеллект, умение быстро и правильно соображать. И когда появится возможность собственный интеллект неограниченно совершенствовать… Тогда-то и наступит момент, который некоторые называют точкой сингулярности. Нас – ну или наших потомков – ждет совершенно невообразимый сегодня мир.
— А каким будет мир, ну если в краткосрочной перспективе?
— Будет, например, абсолютно защищенный способ передачи информации по каналам квантовой сети. Расплачиваясь банковской картой в Интернете, мы не уверены в безопасной передаче наших данных, так как передачу могут дешифровать. А расшифровать квантовую коммуникацию не удастся никому.
Будут сверхточные системы позиционирования, скажем, устройства GPS, работающие с точностью до миллиметров. Надо рассказать и о квантовых датчиках. Это наноскопический кристаллик алмаза, в котором есть некий квантовый дефект, и им можно управлять с помощью лазера. Датчик этот сможет видеть микроскопические поля в масштабах нанометра. Его можно будет внедрить в клетку и понять, как она функционирует. Нам удастся целиком понять, например, структуры головного мозга, переплетения этих спагетти из нейронных сетей. И сделать reverse engineering* — то есть создать искусственный мозг. Из любого материала. Можно будет сделать искусственное сознание и, возможно, перекопировать туда человеческое «я». Ждать этого будущего осталось не так долго.