ЛИНИЯ СКОЛКОВО: КОРОЧЕ И ЯСНЕЕ.

31.08.2012

Источник: Поиск, Шаталова Анна

О вручении сертификатов о присвоении статуса резидента Фонда “Сколково”


 

В ходе недавней торжественной церемонии вручения сертификатов о присвоении статуса резидента Фонда “Сколково” (“Поиск” №33-34, 2012) возникло несколько заминок: оказалось, что не каждому из молодых инноваторов под силу мгновенно собраться, выступая перед незнакомой аудиторией, и в двух-трех простых словах объяснить суть своего проекта. Но это поправимо, уверен директор по развитию Технопарка “Сколково” Максим КИСЕЛЕВ. По его мнению, одна из причин подобных заминок кроется в том, что большая часть лидеров компаний-резидентов приходит в бизнес из научного сообщества.

- Они очень увлечены тем, что делают, погружены в мысли о создаваемых технологиях целиком и полностью, - говорит он. - Но их ведь никто и никогда специально не обучал искусству взаимодействия с незнакомой аудиторией - с теми, к кому они не привыкли, скажем, с инвесторами. В результате некоторые резиденты теряются во время публичных выступлений, если хотите, они не знают “законов этого жанра”: инвестор “смотрит” на проект под определенным углом, не так, как представители стартапа, да и времени на оценку вашего потенциала у него в обрез. Он, естественно, не в курсе тонкостей ваших технологий, которые вам так дороги, которые вы знаете, как говорится, “от А до Я”. В итоге у стартаперов иногда происходит невольная подсознательная экстраполяция: раз я это знаю, то и все остальные должны сразу понять, о чем речь. Поэтому одна из задач тренингов нашего Технопарка - отработать с резидентами подобные ситуации, показать им, что же на самом деле нужно таким аудиториям, как, например, инвесторы.

Для вас актуально финансирование ваших будущих проектов? Безусловно. Но очень часто люди не знают толком, как завлечь инвестора, сделать проект интересным ему, как добиться того, чтобы он продолжил с ними разговор, - всему этому и посвящен ряд тренингов, организуемых нами для резидентов “Сколково”. Сравнительно недавно состоялось первое такого рода инвестиционное событие фонда - pitch session, в ходе которого 18 резидентов проекта “Сколково” за три минуты должны были доходчиво, кратко и внятно поведать аудитории, состоявшей из представителей аккредитованных венчурных фондов, чем они занимаются.

Но одним обучением общению с инвесторами мы не ограничиваемся. Недавно у нас прошли два тренинга, ориентированных, так сказать, на прямые компетенции (skills trainings). В ходе этого обучения участникам, в частности, рассказали о том, как сделать успешную презентацию в Power Point: как наиболее эффективно ее выстроить, структурировать, где сделать акценты, каким образом правильно “упаковать” важную информацию. Эти мероприятия оказались очень успешными, компании-участники заявили о своем желании и дальше отправлять своих сотрудников на подобные занятия, организуемые нами.

В принципе, под запрос потребителя мы готовы создать практически любую систему тренингов, которая поможет получить вам и вашим сотрудникам необходимые навыки. Основным принципом этой системы является то, что мы при самом высоком уровне качества обучения обеспечиваем эффективную стоимость этих занятий (на 15-20% ниже, чем в среднем по рынку). Как нам это удается? Принцип работы Технопарка “Сколково” таков: если мы не делаем что-то in-house, если не наши сотрудники выступают вашими консультантами, то мы сами отбираем на рынке для вас лучших из лучших преподавателей и договариваемся о наиболее выгодных для вас условиях. Почему они готовы идти на такой вариант взаимодействия? Потому что в первую очередь получают серьезные репутационные дивиденды от работы с Фондом “Сколково”: как говорили раньше, они становятся фактически “поставщиками Императорского двора”, то есть взаимодействие со “Сколково” дает им определенные преимущества в их последующей работе с другими клиентами.

Еще одна важная вещь в сервисах развития, предоставляемых Технопарком “Сколково”, - созданный нами институт бизнес-тренеров, которые могут индивидуально работать с лидерами вашего бизнеса, с вашей компанией, так же как тренер работает в спорте. Можете себе представить большой спорт без тренера? Я с таким никогда не сталкивался. Хотя, если подумать, тренер за спортсмена ничего не делает: не бегает, не прыгает, не ставит никаких рекордов. Тем не менее спорта без тренера не бывает. В данном случае мы не изобретаем велосипед - в большинстве инновационных центров мира, которые аналогичны “Сколково”, и во многих зарубежных технопарках в значительной мере успех стартапов зависит именно от работы менторов - бизнес-тренеров, услуги которых мы и предлагаем резидентам фонда.

Чем еще занимается команда нашего Технопарка? Мы уверены, что для продвижения компаний-резидентов нахождение здесь может иметь большой смысл и принести огромную пользу. За то недолгое время, что мы работаем, удалось сформировать некую систему сервисов, полезных для стартаперов. Наша миссия заключается в том, чтобы создать ту самую сервисную среду, которая поможет сколковским компаниям расти, развиваться, коммерциализировать свои технологии. Команда Технопарка работает над тем, чтобы помочь из блистательных идей наших резидентов сделать успешные на рынке продукты и продавать их не только в России, но и во всем мире. Одну из групп услуг, которые мы предоставляем, можно назвать корпоративными сервисами. Они помогают ученым, разработчикам, командам компаний-резидентов снять часть головной боли, связанной с ведением собственной бухгалтерии или решением юридических вопросов. Ведь перед тем, кто создал компанию и стал резидентом Фонда “Сколково”, но до этого никогда не занимался бизнесом, а только наукой, рано или поздно встает выбор: либо брать на рынке соответствующих специалистов, которые очень дорого стоят, либо обратиться к нам. Кстати, отобранные нами на рынке суперпрофессиональные бухгалтерские компании, конечно, возьмут их заботы на себя, причем на очень выгодных для компаний-участников условиях. У нас в Технопарке всем этим вплотную занимается моя коллега, менеджер проекта “Центр бухгалтерского учета” Евгения Глухова. К ней резиденты могут обращаться по любым вопросам, связанным с бухучетом. Хочу сказать, что у нас уже прошел ряд семинаров и по грантовому, и по бухгалтерскому учету. В сентябре мы запускаем большую систему просвещения/обучения для сколковских компаний-резидентов, которая в деталях научит их сотрудников работать, например, с аудитом, учетом, финансами и т.д. Приглашаю заходить на наш раздел на сайте “Сколково” (sk.ru), следить за анонсами этих семинаров, а главное - участвовать в них.

Другая фундаментальная потребность, которую сейчас испытывают все - от разработчиков в ИТ-сфере до тех, кто занимается биомедициной или космическими исследованиями, - потребность в наличии классной команды. Понимая это, Технопарк “Сколково” рад предоставить резидентам услуги собственного HR-центра (кадрового центра), который поможет нашим компаниям-участницам эту команду найти, сформировать, сделать так, чтобы в вашем офисе собрались именно те самые люди, обладающие именно теми самыми компетенциями, которые так нужны для успеха вашего бизнеса.

Еще одна важная задача Технопарка “Сколково” - предоставить резидентам доступ к лучшему научно-исследовательскому оборудованию. Понятно, что высокотехнологичным стартапам, в первую очередь, нужно вести свои исследования и разработки. На сегодня Технопарк пока арендует здание у Московской школы управления “Сколково”, которое, увы, не приспособлено для того, чтобы разместить весь спектр необходимых лабораторий. Тем не менее мы очень рады тому, что еще в апреле открыли здесь Центр коллективного пользования “Микроанализ”, где проводятся исследования образцов с использованием систем световой, растровой электронной, ионной, просвечивающей электронной микроскопии, а также путем энергодисперсионного анализа. Здесь размещено абсолютно уникальное оборудование, практически почти не имеющее аналогов даже в Европе. Оно позволяет проводить любые микроаналитические исследования, которые нужны не только компаниям, занимающимся биологическими разработками, но, например, и ИТ-компаниям, разрабатывающим микрочипы, а также компаниям энергетического кластера, занятым работами по исследованию нефти, газа и других полезных ископаемых. Доступ к данному ЦКП могут получить и компании, не являющиеся пока резидентами Фонда “Сколково”. Для резидентов же предусмотрены гораздо более благоприятные условия пользования, посильные тарифы. Важно, что резиденты имеют право тратить на эти исследования, выполняемые в ЦКП нашего Технопарка, средства своего гранта. Сейчас мы готовим к открытию еще два ЦКП: лабораторию прототипирования и лабораторию радиомеханики. По всем этим вопросам, связанным с работой наших ЦКП, резиденты могут обращаться к директору Технопарка “Сколково” по НИОКР-сервисам Андрею Сатори.

Силами команды нашего Технопарка регулярно организуется огромное количество мероприятий, которые не только формируют будущую инновационную среду “Сколково”, но и обеспечивают создание площадок, собираясь на которых резиденты общаются, обмениваются идеями, узнают об интересных проектах друг друга. Здесь возникают синергии, новые союзы.

У нас также проходит множество тематических событий, в частности встречи клубов друзей того или иного кластера. К нам постоянно приезжают высокие гости, которые потенциально могут быть очень заинтересованы в технологиях сколковских компаний-резидентов, начиная с руководителей и послов разных стран и заканчивая людьми бизнеса, инвесторами. Так, например, недавно приезжали представители Silicon Valley Bank - одного из крупнейших банков, поддерживающих технологические инновации. Участие в таких встречах очень важно с точки зрения маркетинговой составляющей, PR и внешних коммуникаций для наших компаний. Кроме того, это помогает резидентам “Сколково” постоянно поддерживать определенный уровень “средового” общения в рамках их направлений исследований и разработок. Для этого мы активно используем все те возможности, которые предоставляет Московская школа управления, и те, которые в скором времени будет обеспечивать наше новое здание - Гиперкуб. Его открытие назначено на сентябрь. Панируется, что там почти каждый день будут происходить какие-то интересные для резидентов события.

Вопреки пессимистичным ожиданиям многих, кто думал, что “наш инноватор” не пойдет в “Сколково”, большая семья сколковских компаний-резидентов включает в себя уже более 620 организаций. Причем более 20 из них уже физически находятся на территории нашего Технопарка. Первая компания “Геонод Разведка”, которая представляет мировому нефтегазовому рынку революционный метод сейсморазведки углеводородов на море и в транзитных зонах при помощи запатентованного геофизического комплекса, въехала к нам в марте этого года. Да, мы находимся не в центре Москвы, где пребывание сегодня столь престижно, где для многих привычно держать офис. Однако руководители высокотехнологичных стартапов должны отчетливо понимать, какие преимущества им может дать присутствие на территории сколковского Технопарка: здесь есть масса вещей, которые очень помогут резидентам в развитии.

В 2014 году вступит в силу юридическая обязанность, согласно которой каждый резидент Фонда “Сколково” должен будет иметь здесь офис. Потому я советовал бы поторопиться занимать места, пока они есть. Через два года иметь тут площадку нужного размера станет достаточно проблематично: конкуренция высока. Уже сейчас совершенно ясно, что будущий Технопарк всех не вместит: мы не сможем всем компаниям предоставить те площади, которые, быть может, им хотелось бы иметь. Потому на заселение Гиперкуба, куда можно сейчас “посадить” еще максимум 20 компаний, мы были вынуждены объявить конкурс “Стань первым в Сколково”, в ходе которого кластеры номинировали и отбирали свои компании для заселения в Гиперкуб. Победители получили уникальную возможность уже 1 сентября 2012 года гарантированно стать первыми резидентами в первом инновационном офисном здании “Сколково” - Гиперкубе. Недавно были подведены итоги конкурса, его финалистами стали 16 компаний. Есть возможность разместить ряд стартапов и в здании МШУ: к началу сентября для этих целей здесь будут оборудованы еще два этажа.

Говорить о том, сколько еще резидентов готов принять Технопарк “Сколково”, пока сложно, но только по той причине, что у всех компаний запросы очень разные: кому-то требуются 400 квадратных метров, а кто-то готов обойтись и двадцатью.



©РАН 2024