http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=009b9408-9c85-41c3-802b-063ab3d5b034&print=1© 2024 Российская академия наук
Экспертная комиссия Минобразования РФ завершила масштабную проверку учебной литературы с печальным результатом
По специальному заданию Минобразования экспертные комиссии сразу двух авторитетных учреждений - Российской академии наук и Российской академии образования - завершили проверку учебников, по которым в школах дают знания нашим детям. На оценку было представлено около 1000 книг: совсем новых и тех, которыми школьники пользуются уже несколько лет. В результате ученые пришли к поразительному для себя открытию: почти половина учебников никуда не годны. Поскольку содержат смысловые, фактические, грамматические и прочие ошибки, пишет газета «Труд».
Ошибки в учебниках бывают разные. Встречаются банальные опечатки. Так, в одном из забракованных учебников географии для средней школы население России оказалось всего 14 миллионов человек. Понятно, что в процессе подготовки к печати "затерялся" нолик, вот в итоге нас и получилось вдесятеро меньше, чем на самом деле. Но часто попадаются и примеры откровенной чепухи, которую выдают детям за чистую монету. Скажем, "Физика" для 10-го класса автора Степанова Г.Н. сообщает: "Вы неоднократно наблюдали различные виды движения жидкостей и газов. Примерами такого движения могут служить... течение крови в кровеносных сосудах человека и животных, нефтепродуктов в нефтепроводах и т. п."
Заметим, что подобные проверки учебной литературы для школьников проводятся регулярно. Вот только столь масштабная - впервые за всю новейшую историю России. Во времена СССР в том особой нужды не было: каждый учебник проходил строжайший допечатный контроль. Не говоря уже о том, что делалось это только в рамках госзаказа, и самих авторов выбирали очень придирчиво.
Сегодня рынок школьной литературы - это миллиарды рублей гарантированной прибыли ежегодно. Более точную цифру, увы, дать вам не в состоянии никто. Во всяком случае "Труд" обращался с таким вопросом в различные инстанции, но везде лишь разводили руками. И формула подсчета у каждого чиновника была предельно абстрактной: в стране несколько миллионов школьников, каждому требуется несколько десятков книг, книги стоят, как правило, не дешевле 50 - 100 рублей... Итого - некий икс с девятью нулями.
С гораздо большей степенью точности можно рассуждать о том, кому достаются эти миллиардные прибыли. Сегодня рынок учебников и пособий монополизирован тремя крупными издательствами: "Дрофа", "Просвещение" и "Русское слово". Для них и остатки госзаказа, и особое внимание со стороны директоров школ и учителей, часто самостоятельно определяющих, по каким книгам они будут преподавать науки детям. Остальные издательские дома к "пирогу" не допущены, хотя некоторые все-таки периодически пытаются пробиться к этой золотой жиле.
- Два года назад мы выиграли конкурс, объявленный Министерством образования, - рассказал "Труду" Игорь Синельников, главный редактор издательства "АРКТИ". - Наша книга, подготовленная специально нанятыми авторитетными авторами, прошла несколько рецензий и в итоге была признана лучшей среди прочих образцов. Однако этот учебник мы так и не выпустили. По каким-то только им известным причинам эксперты на самом последнем этапе предпечатной подготовки зарубили его как "не соответствующий требованиям и нормам". Я до сих пор в недоумении, как же он тогда умудрился выиграть конкурс? Когда мы подсчитали убытки, решили, что больше с учебниками связываться не станем. Нам просто не дадут этого делать.
В другой раз можно было бы рассуждать, что искусственные ограничения возможности печатать учебную литературу это даже хорошо. Когда меньше "народу", больше порядка. Но выводы комиссий по проверке учебников этот тезис опровергают напрочь.
Мы специально поинтересовались у главного редактора издательства "Дрофа" Владимира Сиротина технологией производства учебников. Сиротин сообщил нам, что его издательство работает только со "своими" проверенными авторами. Кроме того, каждая книга перед тем, как отправиться в печать, проходит этап научного редактирования. Хотя тот же Сиротин допускает, что ошибки могут появляться... в спешке.
Фактически это означает, что школьные учебники изготовляются примерно по той же самой процедуре, что и бульварные романы. Быстрее, еще быстрее... Ежегодно в свет выходит примерно по 150 новых учебников и хрестоматий. Обновляются программы по разным предметам, изменяются оценки и требования времени. А круг допущенных к праву написать и напечатать крайне узок. Система работы - постоянный аврал, иначе придется делиться гарантированной прибылью с кем-то еще.
К чему это все приводит, вы уже знаете. При том, что именно в сфере школьной литературы цена авторской и издательской ошибки особенно высока. Детям ведь трудно объяснить, что "тут читать не надо, поскольку дяди торопились заработать на вас деньги и чуть-чуть не то написали".
Резонный вопрос, куда же теперь денется та половина учебников, которые забракованы комиссиями академиков? Вы думаете, пойдут под нож и больше их в школах не увидят?
- Скорее всего, на следующий год эти учебники вернуться снова, - сказал "Труду" Сергей Сидоренко, ученый секретарь экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания государственных образовательных стандартов и учебной литературы. - Уже были случаи, когда один и тот же учебник академикам приходилось проверять четыре раза. Каждый раз в нем находили новые ошибки. Однако и этот талмуд, и многие другие такие же в конце концов попали в список разрешенных для школ.