Джон Холдрен: "Наука поможет нам выбраться из кризиса"

02.11.2009

Источник: Независимая газета, Артур Блинов



Ученые из РФ вносят важный вклад в развитие США, считает советник Барака Обамы

 

На минувшей неделе в Москве побывал один из ближайших советников президента США – глава Управления науки и технологий Белого дома доктор Джон Холдрен. В интервью «НГ» он рассказал о целях своего визита и основных направлениях научной политики нынешней американской администрации.

– Доктор Холдрен, вы уже не первый год участвуете в российско-американских научных связях. Какие задачи вы решали на этот раз?

– Вместе с российским министром образования и науки Андреем Фурсенко мы являемся сопредседателями группы по научным и технологическим связям между США и РФ. Это одна из 16 рабочих групп, которые входят в Президентскую комиссию по сотрудничеству между двумя странами, о создании которой договорились в июле президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев. В четверг мы в течение двух часов обсуждали с Фурсенко основные направления совместной работы и ее организацию. Кроме того, состоялись с беседы с директором Росгидромета, руководством Российской Академии наук, встречи в МИД РФ, посещение Курчатовского института. Впереди участие в международных встречах в Казани – 37-м заседании Группы Карнеги, в которой участвуют научные советники глав государств, и совещание научных советников и министров науки стран G8. На всех состоявшихся встречах в Москве мы обсуждались пути развития американо-российского сотрудничества в области науки и техники.

– Какие все же направления взаимодействия представляются вам самыми перспективными?

– В первую очередь я хотел бы отметить большой энтузиазм ученых обеих стран по поводу новых возможностей сотрудничества между США и Россией. В прошлом мы взаимодействовали по ряду направлений, например, в области термоядерного синтеза, сфере моих научных интересов. Сейчас мы можем сотрудничать в области нанотехнологий, информационных технологий, чистой энергии, мониторинге изменения климата и действий по его сохранению. Мы не только видим возможности, но и понимаем масштабы вызовов, с которыми сталкиваемся, – без объединения ресурсов нам с ними не справиться. Все наиболее перспективные направления работы в сфере науки и техники требуют совместных усилий.

– Научного советника президента США часто воспринимают как «мостик» между учеными и властью. Как вы охарактеризуете научную политику нынешней администрации? Чем она отличается от прежних подходов?

– Прежде всего я хочу отметить, что сейчас наука особенно важна тем, что она может помочь найти выход из кризиса. Ведь именно новаторство призвано создать рабочие места, обеспечить восстановление и рост экономики. При этом велик потенциал таких областей, как биотехнологии, повышение эффективности и экологичности энергетики. Такой постановки вопроса не было при предыдущей администрации.

– Приходится ли США из-за кризиса экономить на науке?

– Нет, даже наоборот. Мы увеличиваем ассигнования на научные исследования. Президент Обама намерен за восемь лет удвоить расходы на исследования в рамках таких ведущих федеральных ведомств, как Национальный научный фонд (ННФ), научные подразделения Министерства энергетики, лаборатории Управления науки и техники и другие. Расходы на науку и технологии предусмотрены и в рамках так называемого Пакета экономических стимулов.

Растут бюджетные затраты на исследования в области энергетики. НАСА получило дополнительно 2 миллиарда долларов по бюджету 2009–2010 годов. Мы утроим число стипендий, выделяемых ННФ. Президент Обама понимает важность науки и технологий, и это отражается на распределении бюджетных расходов. Он не раз и не два подчеркивал, что экономические трудности не могут служить поводом для сокращения расходов на науку и технологии. Наоборот, именно они дают нам надежду выбраться из экономических проблем.

– В этом, наверное, проявляется влияние научного сообщества на исполнительную власть?

– Скорее это отражает понимание президентом Обамой важности науки и технологии. С этим он пришел на свой пост. В ходе избирательной кампании и в своей инаугурационной речи Обама заявил, что он «поставит науку на достойное место». Так что научному сообществу не было необходимости убеждать в этом президента. Хотя, разумеется, оно радо такому подходу главы исполнительной власти. Три недели назад президент посетил комплекс Национальных институтов здоровья. Им, как известно, добавлены бюджетные ассигнования, особенно на антираковые исследования. Недавно президент выступил в Массачусетском технологическом институте на тему совершенствования энерготехнологий.

Приоритетными стали не только научные исследования, но и усилия по улучшению преподавания математики, других научных и технических дисциплин на всем протяжении обучения – от начальной школы до вузов.

– В заявлении при утверждении вашей кандидатуры в Сенате вы отметили, что от 50 до 85% роста экономики за последние полвека прямо связаны с научно-технологическими достижениями.

– Таковы данные экономических исследований.

– В лабораториях американских университетов и компаний есть ученые из России. Каков их вклад в развитие науки в США?

– Это важный вклад. США всегда выигрывали от въезда талантов. Пять из восьми американских лауреатов Нобелевской премии, названных в октябре сего года, – иммигранты. Сделанные ими открытия приносят пользу всему миру. Кроме того, это убеждает в важности создания надлежащих условий для работы ученых. Многие российские ученые выехали из России в период окончания холодной войны, когда условия для их работы у себя дома были далеко не лучшими. Речь идет не только о зарплате, но и обеспечении оборудованием для исследований. Они поехали туда, где могли эффективно работать. Но ныне обстановка в России заметно изменилась. Сужу по Курчатовскому институту, который я посещаю каждые пять лет начиная с 1974 года. Прогресс, достигнутый им в последние годы, впечатляет. Ныне это первоклассный научный центр мирового уровня с большим числом талантливых сотрудников и прекрасным оборудованием.

С улучшением условий работы в своей стране исчезают мотивы для отъезда за границу. А это дает дополнительный стимул США и другим странам налаживать сотрудничество с Россией. Тем более что ваша страна играет ведущую роль в ряде важных направлений научных исследований. Такое сотрудничество носит обоюдополезный характер.

– Как ученый, считаете ли вы, что ископаемые энергоносители скоро уступят место новым источникам энергии?

– Не скоро. Мы уже имеем источники энергии, которые дополняют ископаемые энергоносители и в какой-то мере заменяют их. Все шире используются энергия ветра, геотермальные источники энергии, биотопливо. Я думаю, в мире вновь возрастет использование ядерной энергии. Но ископаемое топливо дает миру 80% первичной энергии. И это в одночасье не изменится. Процесс замены ископаемых источников энергии будет постепенным и займет десятилетия. Поэтому важно не только думать о путях замены ископаемого топлива, но и о том, как его использовать наиболее эффективно и чисто. Например, разрабатывать технологии, позволяющие извлекать двуокись углерода, выделяемую при сжигании угля, и не допускать его выброса в атмосферу. Так как мы не сможем скоро прекратить сжигание угля, мы должны делать это более чисто и эффективно.



©РАН 2024