Меморандум суверенного роста
16.05.2022
Источник: ЭКСПЕРТ, 16.05 2022
Валерий Крюков
Директор Института экономики и организации
промышленного производства СО РАН, академик РАН
Борис Порфирьев
Научный руководитель Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН
Александр Широв
Директор Института народнохозяйственного
прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН
Цели и задачи экономической политики в новых условиях
Тектонические сдвиги
геополитического ландшафта, в эпицентре которых оказалась Россия, обнажили
целый ряд уязвимостей ее экономической модели. Мы оказались перед лицом
фундаментальных вызовов, быстрый и адекватный ответ на которые способен
обеспечить долгосрочное устойчивое развитие страны в условиях фронтального
противостояния с блоком «старокапиталистических» стран (США, ЕС, Канада,
Австралия, Япония).
Санкции «коллективного Запада»
стали лишь спусковым крючком в реализации противоречий и рисков, копившихся в
отечественной экономике на протяжении трех десятилетий постсоветского развития.
Поэтому сегодня выработка новой парадигмы экономической политики, адекватной
масштабам проблем и новым вызовам, уже не просто дань академической традиции, а
вопрос выживания страны как самостоятельного центра силы и развития в
стремительно меняющемся мире.
Какие же вызовы мы видим перед
экономикой страны?
Направления главного удара
Прежде всего, очевидна задача
снизить избыточную зависимость от импорта технологических, проектных и готовых
производственных решений из промышленно развитых зарубежных стран, резко
повысить уровень локализации критически важных видов зарубежной продукции. В
более общем контексте речь идет о преодолении технологического отставания
базового ядра национальной экономики, что будет особенно тяжело сделать в
условиях санкционной и репутационной блокады российской промышленности.
Необходима смена приоритетов —
от ставки на развитие экспорта к усложнению и географическому расширению
внутреннего рынка на основе развития его продуктовой и технологической
структуры.
Важнейшая смежная задача —
преодолеть глубоко укоренившуюся практику использования экспортного паритета
(нетбэка) в ценообразовании продукции ряда отраслей промежуточного спроса —
нефтепереработки, металлургии, крупнотоннажной химии, сырьевых подотраслей АПК.
Пробуксовка в решении этой задачи чревата резким обострением хозяйственных
проблем. Достаточно вспомнить, что именно взлет выпущенных на рыночную волю относительных
цен промежуточных отраслей стал одной из ключевых причин тяжелейшего
трансформационного спада в нашей стране в 1990-е годы.
В сложившихся условиях
очевиден приоритет национальных стратегических целей развития над интересами
крупного бизнеса, какими бы значительными рыночными и административными
ресурсами он ни располагал. В то же время государство должно выстраивать
привлекательную среду для решения большей части задач модернизации за счет
ресурсов частного бизнеса.
Учитывая размеры и разнообразие
страны и ее экономики в условиях жесткого ограничения торгово-экономических
связей с Европой, очевиден императив резкого повышения уровня развития северной
и восточной окраин России, преодоления фрагментации экономического пространства
страны. Мы обязаны остановить экономическую и социальную деградацию отдаленных
провинций России, сформировать новые очаги комплексного экономического развития
в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке, основанные на глубокой переработке
природных ресурсов. Это, в свою очередь, позволит переломить негативные
демографические тренды, характерные для этих обширных территорий.
НЭП 2.0
Складывающаяся геополитическая
ситуация и новые вызовы, стоящие перед страной, делают невозможным проведение
экономической политики с опорой на прежние базовые постулаты: жесткую
денежно-кредитную политику, победу над инфляцией любой ценой, бюджетную
консолидацию (профицитный бюджет), перенакопление резервов в финансовых
инструментах, эмитированных недружественными странами. Требует серьезной
корректировки курс на агрессивное наращивание предложения на мировой рынок
продукции первичного сектора и первых переделов, с одной стороны, и импорта
технологически сложной продукции с высокой добавленной стоимостью — с другой.
Среди актуальных задач
экономической политики на первый план сегодня выходит комплекс мер, нацеленный
на уменьшение воздействия на экономику страны внешнеэкономических ограничений.
В их ряду мы бы прежде всего
отметили переход от политики наращивания экспорта к сбалансированности внешней
торговли с недружественными странами. Выручка от экспорта в эти страны имеет
для нашей страны ограниченную ликвидность и риски блокировки. Поэтому в
торговле с недружественными странами целесообразно перейти к формуле «сырье в
обмен на критический импорт».
Одновременно следует
максимально активизировать переориентацию торговых потоков на дружественные и
нейтральные по отношению к России страны. Особенно важно добиться формирования
устойчивых каналов поставки критического импорта из дружественных стран и через
дружественные страны. Подобные поставки должны быть обеспечены комплексом институциональных
решений в части логистики, финансовой, особенно страховой поддержки и т. д.
Перспективные зоны активизации
внешнеэкономического взаимодействия России включают в себя Китай, страны АСЕАН
(за исключением прямых сателлитов США), страны Южной и Восточной Азии, прежде
всего Индию. С этими контрагентами целесообразно идти дальше поддержания действующих
и налаживания новых торговых контактов, переходя к прямым инвестициям и
производственно-технологической кооперации, а также взаимному участию в
проектах различной направленности — от инфраструктурных до выпуска современной
высокотехнологичной продукции. Наиболее предпочтительным представляется
реализация проектов промышленной сборки с компаниями дружественных стран на
территории Сибири и Дальнего Востока. Речь идет, в частности, о развертывании
здесь производства автомобилей, дорожной и строительной техники, горного
оборудования, электроники и ряда других видов продукции.
Особое внимание следует
уделить формированию систем международных взаиморасчетов с использованием
инструментов, альтернативных ведущим резервным валютам. Резко актуализируется
необходимость разработки единой расчетной единицы в торговле со странами ЕАЭС и
другими дружественными странами, а также развитие системы клиринговых операций.
Неотложной мерой в сфере
структурной политики является активное использование механизмов
многоканальности финансовой системы для создания, обновления и развития
основных активов в высокотехнологичных отраслях.
В условиях неизбежной
серьезной структурной перестройки экономики более нецелесообразно считать
поддержание низкой инфляции в качестве единственного целевого показателя
денежно-кредитной политики (ДКП). В качестве операциональной процедуры
Центрального банка следует рассмотреть отказ от режима таргетирования инфляции
в точке и переход к другому функционалу ДКП, учитывающему изменение уровня инфляции
на периоде и принимающий во внимание экономическую активность и занятость. Проекты
в области критического и перспективного импортозамещения должны быть обеспечены
инструментами льготного кредитования.
Среди важнейших структурных
мер хотелось бы отметить также переход от финансово-экономического к
социально-экономическому обоснованию эффективности инвестиционных проектов,
поддерживаемых государством. Ключевым критерием эффективности таких проектов
могли бы выступать параметры занятости, доходов населения, бюджетной
эффективности.
Локализацию выпуска
комплектующих для сложных изделий можно отнести, скорее, к мерам срочного
характера. Более перспективен подход на основе кооперации усилий отечественных
компаний при разработке и последующем производстве новых видов продукции.
Первые примеры успешной работы
в этом направлении уже есть. К их числу можно отнести создание и производство
катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии. Флагманом проекта является ПАО
«Газпром нефть», участвуют многие организации, включая Институт катализа
Сибирского отделения РАН. Однако катализаторы — это не более чем элемент
производственного комплекса, включающего в себя и технологические установки (с
учетом их характеристик катализатор и разрабатывается), которые в большинстве
своем в нашей стране не производятся. Таким образом, существенно более важно
решить комплексную проблему импортозамещения основного технологического
оборудования нефтеперерабатывающих заводов и нефтегазохимических комбинатов,
что предполагает теснейшую кооперацию науки, машиностроения, нефтепереработки и
нефтехимии в рамках интегрированной национальной научно-технологической
политики.
Здесь мы объективно выходим на
фундаментальную задачу сформировать единую систему мониторинга, прогнозирования
и управления научно-техническим развитием в стране на основе интегрированной
информационной системы государства, науки и бизнеса. Представляется очевидной
необходимость создания единого федерального органа исполнительной власти,
определяющего ключевые направления научно-технологического развития страны,
сопровождающего их финансирование и контролирующего их реализацию.
Чрезвычайно важно дать новый
импульс и интегрировать в единую систему НТП прикладную науку, активно
возрождающуюся сегодня в контуре государственных и крупных частных корпораций.
Критически важны создание и
развитие системы научно-технической экспертизы проектов на всех этапах их
осуществления, повышение значимости и качественного уровня такой экспертизы в
финансовых и банковских структурах, повышение роли обсуждения проектов широким
научно-экспертным сообществом при сохранении и укреплении опорной роли Российской
академии наук.
В территориальном аспекте
фокус усилий должен быть направлен на создание и развитие
производственно-технологических комплексов на базе освоения ресурсов уникальных
объектов Востока страны с опорой на отечественные технологии, оборудование,
проектные решения и кадры путем максимального удлинения цепочек создания
стоимости внутри страны. Например, освоение Томторского месторождения
редкоземельных металлов (РЗМ) на северо-западе Якутии (содержит от 15 до 18%
мировых запасов по отдельным видам уникальных полезных минералов и металлов,
таких как скандий, ниобий) невозможно вне создания научно-технологических комплексов
— от применения производимых с использованием уникальных материалов изделий до
организации кооперации многих высокотехнологичных производств.
Благоприятным фактором в этом
контексте является возможность использования потенциала предприятий ОПК на
востоке страны для получения широкого спектра концентратов (РЗМ) для
последующего выпуска высокотехнологичных изделий — компьютерной и измерительной
техники, различных новых видов материалов с упрочненными и уникальными свойствами.
Успех реализации при этом во многом будет зависеть от решения проблемы спроса и
повышения емкости внутреннего рынка, которая многие годы сдерживает развитие
этого масштабного межрегионального проекта.
Мы обязаны остановить
экономическую и социальную деградацию отдаленных провинций России,
сформировать новые очаги комплексного экономического развития в Сибири,
Арктике и на Дальнем Востоке, основанные на глубокой переработке природных
ресурсов
Новое качество роста
В целом пакет антикризисной
поддержки, позволяющий существенно снизить негативное воздействие санкционного
давления на российскую экономику в 2022 году, оценивается нами в 3‒4% ВВП. Эти
ресурсы у государства есть. Основные средства должны быть направлены на
социальную поддержку, инвестиции, поддержку критического импорта и запуск
программы первоочередного импортозамещения.
Эффективная контрциклическая
политика в 2022 году позволит в последующие годы перейти к последовательному
преодолению технологических и финансовых ограничений на основе реализации
программ научно-технологического развития. Итоговой целью среднесрочной
экономической политики может выступать структурно-технологическая перестройка
российской экономики с опорой на внутренний рынок и выход к 2025 году на
устойчивые темпы суверенного экономического роста с темпами не менее 3%.
Статья подготовлена по итогам IV Всероссийской научно-практической
конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России, организованной
ИЭОПП СО РАН и ИНП РАН 24‒25 марта 2022 г. в Белокурихе (Алтайский край).