ПРОБЛЕМА образовательного стандарта в России впервые стала притчей во языцех в начале 1990-х годов, сразу после крушения советской системы и коммунистической идеологии. "До тех пор было бы бессмысленным говорить о стандартах образования, потому что все образование было стандартом, - объясняет заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. - Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования"
Однако споры об образовательном стандарте затянулись на долгие годы - в обществе на тот момент не было даже намека на согласие по поводу того, чему и как учить. В 1993 году на конкурсе, объявленном минобрнауки, победил стандарт, разработанный Российской академией образования (РАО). Однако сами авторы посчитали его не вполне готовым. "В те годы в образовании, как и во всем обществе, наблюдались некоторые разрушительные тенденции, - вспоминает президент РАО, академик Николай Никандров. - Тогда кое-кто во всеуслышание говорил: "Зачем детям математика? Пусть учат иностранный язык. Зачем литература? Пусть учат информатику". Тогда-то образовательное сообщество и решило определить некий минимум литературных произведений, физических законов и т.п., чтобы обеспечить преемственность образовательной традиции в условиях общественной нестабильности и неопределенности. Между тем разработанные и принятые стандарты во многом напоминали учебные программы советского периода. Это относится и к действующему с 2005 года стандарту первого поколения, разработанному Эдуардом Днепровым и Владимиром Шадриковым
Авторы большинства проектов традиционно рассматривали образовательный стандарт как некую "программу программ", содержащую минимальный набор учебных знаний, умений и навыков по отдельным предметам, обязательных для формального предъявления школьникам по итогам обучения. "Мы предлагали сделать точное описание содержания образования вплоть до конкретных теорем и исторических фактов, - говорит академик Никандров. - Теперь мы поняли, что это не получилось"
Развести понятия школьной программы и стоящего за ней стандарта - на сегодняшний день важнейшая задача с точки зрения методологии. По словам Александра Асмолова, образовательный стандарт - это своеобразный "ген образовательного поведения", в котором содержатся варианты возможного будущего, а "конкретный организм образовательной программы" формируется в зависимости от непосредственных задач, стоящих в каждом конкретном случае.
Разработчики образовательного стандарта второго поколения во главе с членом-корреспондентом РАО Александром Кондаковым начали с определения стратегических задач, которые должна решать система общего образования. Прежде всего ставятся вопросы о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения и каков требуемый результат работы системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме? Создание нового стандарта инициировано министерством образования и осуществляется в рамках РАО. В качестве методологической базы используется системно-деятельностный подход, основанный на разработках известных российских психологов и педагогов - Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, Василия Давыдова, Даниила Эльконина. Коллектив разработчиков на сегодня состоит из 12 групп, созданных не по предметному принципу, а на основе нового, системного подхода к стандартам образования: борьбу предметных "лобби" за нагрузку и "часы" предполагается заменить широкой общественной дискуссией о социальном заказе в отношении российской школы.
По мнению Александра Кондакова, образовательный стандарт - это "общественный договор", согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы должны быть согласованы в рамках российского национального стандарта образования.
Стандарт "второго поколения", по мнению его авторов, должен сформулировать требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных учебных программ. При этом качественно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля были ребенок, его успехи, знания и навыки, то теперь предполагается поставить под контроль всю систему школьного образования. Существенно расширяется и меняется набор оцениваемых параметров. Наряду с оценкой успеваемости ученика планируется определить требования к результатам и условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы и т.п. При этом важно установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. Ожидаемые результаты должны быть адекватными вкладываемым ресурсам.
В рамках образовательного стандарта предполагается четкая регламентация зон ответственности. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование основных требований к результатам образования, регион - за материально-техническое обеспечение (учебники, Интернет и т.д.), школа - за реализацию образовательных программ. Отсутствие регионального компонента в новом стандарте не означает отказа от вариативности образования, говорят его разработчики. Просто теперь законом об образовательном стандарте регламентируется только федеральный компонент, "региональные" часы остаются в качестве прерогативы региональных властей и администрации школы и потому федеральным законом не прописываются.
Пожалуй, самый важный тезис новой концепции: образовательный стандарт - это не минимум, а уровень, соответствующий определенной ступени обучения от начальной школы до вуза. Стандарты второго поколения задают "планку" для целого набора факторов (включающих условия образования), и их выполнение ведет не к "минимуму", а к созданию необходимых возможностей для максимального успеха образовательного процесса, возможностей, которые гарантируются каждому
Но что можно считать оптимумом для получения того или иного образовательного сертификата? Сами разработчики в качестве основного результата образования видят овладение определенным набором действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. Это должен быть стандарт "взрослой жизни во взрослом обществе", ориентированный на воспитание людей, способных адаптироваться и реализовывать себя в сложном, многообразном и постоянно меняющемся современном мире.