Учёные-ТРИУМФаторы
13.12.2007
Источник: STRF
Состоялась седьмая церемония награждения российских учёных премией «Триумф»
В дипломатическом корпусе МИДа 11 декабря состоялась седьмая церемония награждения российских учёных премией «Триумф». Среди лауреатов оказались старейшины отечественной науки — 102-летний математик Сергей Никольский и 91-летний корифей аэродинамики Георгий Бюшгенс. А ещё в этом году впервые присудили награду (памятную золотую медаль и премию в 50 тысяч долларов) женщине — директору Пушкинского музея Ирине Антоновой
На церемонии собрались близкие люди лауреатов — друзья, коллеги, родственники и ученики. Они радостно обменивались приветствиями при встрече и говорили друг другу тёплые слова. Одна из бывших студенток Сергея Никольского сказала, что на премию приехала только для того, чтобы повидаться с учителем. «Сергей Михайлович, вы меня помните? — обращалась она в холле к педагогу. — Благодаря вашим блестящим лекциям я на первых курсах переметнулась из числа физиков в математики. Сама уже много лет работаю в вузе. Признаюсь, иногда хочется всё оставить, уйти на отдых. Но когда вспоминаю, что вы преподавали до 93 лет, то понимаю, что мне ещё рановато…».
Церемония проходила в довольно непринуждённой обстановке. Несмотря на присущую подобным мероприятиям официальность, вечер оказался на редкость душевным и трогательным. Учреждая премию, организаторы изначально решили предоставить возможность самим учёным, без участия чиновников, выбирать из своего круга тех, кто наиболее достоин награды. И вот одни учёные, входящие в состав жюри, чествовали других — лауреатов. Героями вечера были шесть удивительных людей, посвятивших всю свою жизнь науке.
Учёный — на все 100!
Сергей Никольский, лауреат в номинации «Физико-математические науки» «Не часто встретишь активно работающего учёного в возрасте старше ста лет, — заметил в начале церемонии один из членов жюри «Триумфа» академик Людвиг Фаддеев, представляя лауреата в номинации «Физико-математические науки» Сергея Никольского. — Это выдающийся учёный в области теории функций и математического анализа. Старейшина отечественной математики. Одно из наиболее значимых его достижений — разработка тригонометрических теорем двойственности и неравенства, которые названы в его честь. Сергей Михайлович — замечательный педагог, как вузовский, так и школьный. Среди его учеников 15 докторов и более 50 кандидатов наук. Когда мы обсуждали его кандидатуру, то выяснилось, что половина представителей жюри у него когда-то учились. В своё время по инициативе Никольского в Физтехе организовали кафедру высшей математики, которая в дальнейшем выпустила огромное количество талантливых учёных».
К несомненным заслугам Сергея Никольского относится и написание учебников по математике для школьников и студентов. В общей сложности им подготовлено около 50 учебных изданий. Некоторые из них он продолжает дорабатывать и по сей день.
«Несмотря на свою глубокую старость, я продолжаю заниматься наукой, — не скрывая волнения, сказал Сергей Никольский после вручения премии. — Некоторые из моих текущих исследований представляют существенный интерес, и я надеюсь, что их удастся опубликовать. В данный момент я также заканчиваю подготовку последнего варианта учебника по алгебре и началу анализа.
Хотя я давно перестал преподавать, меня по-прежнему интересуют вопросы школьного образования. На мой взгляд, в последнее время математике стали уделять не слишком серьёзное внимание. Причём не только в школе, но и в технических вузах. Разрабатываются какие-то непонятные стандарты, которые для математики совершенно неудовлетворительны. Если так и дальше будет продолжаться, то у меня возникают большие опасения за судьбу этой науки».
На крыле самолёта
Георгий Бюшгенс, лауреат в номинации «Механика и технические науки
Академик Георгий Бюшгенс, ставший лауреатом в номинации «Механика и технические науки», в советские годы курировал создание практически всех самолётов страны. Свою профессиональную деятельность он начал около 70 лет назад в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). По словам коллег, он выбрал наиболее сложное направление исследований, связанное с динамикой полёта. От того, насколько точно и грамотно изучен процесс динамики, зависит устойчивость летательного аппарата в воздухе, а, соответственно, и безопасность пассажиров и пилотов. В период перехода авиации на сверхзвуковые скорости Георгий Бюшгенс разработал методику расчёта аэродинамических характеристик устойчивости и управляемости реактивных самолётов со стреловидными крыльями.
«Именно в реактивной авиации наиболее ярко проявился научный талант Георгия Сергеевича, — отметил представитель жюри академик Евгений Федосов. — Начиная с послевоенных лет, 1946—1947 годов, он участвовал в создании первых сверхзвуковых истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19. Когда строили МиГ-23, Георгий Сергеевич предложил гениальное конструкторское решение — сделать своеобразный наплыв на крыле, который при движении самолёта создавал бы мощный вихрь и тем самым обеспечивал дополнительную устойчивость аппарата. В дальнейшем благодаря такому устройству у самолетов появилась возможность выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа».
Многие фундаментальные исследования учёного по динамике самолётов, их устойчивости и управляемости нашли отражение в созданном им «Руководстве для конструкторов», которое широко используется в авиационной промышленности при создании новых образцов техники. В разное время благодаря руководству академика Бюшгенса были сконструированы машины с крылом изменяемой геометрии Су-24, Ту-22М и Ту-160, столь знаменитые у нас в стране и за её пределами Су-27 и МиГ-29, пассажирские и транспортные воздушные суда семейств «Ту», «Ил», «Ан». А ещё Георгий Бюшгенс участвовал в работах над орбитальным самолётом «Буран».
«Вся моя научная жизнь связана с ЦАГИ. И я очень рад, что, несмотря на многочисленные проблемы, наш институт продолжает работать и развиваться, — сказал Георгий Бюшгенс. — К сожалению, далеко не все разработки находят применение. Но я надеюсь, что со временем в стране будет восстановлено производство, и мы сможем вновь создавать объекты, необходимые как для военной авиации, так и для гражданской».
Химик, словно архитектор
Олег Чупахин, лауреат в номинации «Химия и науки о материалах» Мировую известность и признание академику Олегу Чупахину, ставшему лауреатом в номинации «Химия и науки о материалах», принесли пионерские исследования реакций ароматического нуклеофильного замещения водорода. Ранее, в 1970-е годы, подобные реакции считались невозможными. Но исследования учёного доказали не только то, что они возможны, но и что являются фундаментальным свойством ароматических углеводородов. Как пояснил член жюри академик Владимир Тартаковский, побочным продуктом реакций нуклеофильного замещения становится вода, а не хлор, как при опосредованном замещении. То есть разработки основаны на экологически чистых процессах.
«На мой взгляд, работа химиков сродни труду архитекторов, — предположил Владимир Тартаковский. — Химики также создают какие-то оригинальные соединения, придумывают некую архитектуру, которую нужно сконструировать из атомов, частей молекул. Реакций — способов сборки — огромное количество, поэтому важно выбрать наиболее оптимальную. Олег Николаевич открыл совершенно новый приём, прелесть которого заключается в простоте. Он придумал, как можно быстро замещать водород, и в итоге получать обычную воду».
Реакции нуклеофильного замещения используются сейчас для создания сенсорных устройств, взрывчатых веществ нового поколения и антибиотиков. Кстати, в последнее время Олег Чупахин активно занимается разработкой лекарств. В частности, им создана новая группа противовирусных препаратов, разработана технология синтеза антибактериального препарата «Пефлоксоцин». В данный момент учёный ведёт работы по созданию лекарств против птичьего гриппа.
«Свою награду я рассматриваю как признание уральской школы органической химии, созданную когда-то академиком Исааком Постовским, — поделился Олег Чупахин. — Меня радует, что эта школа жива и остаётся привлекательна для молодёжи. Кстати, здесь присутствует мой ученик — академик Валерий Чарушин, который работал в моей лаборатории со второго курса, а теперь возглавляет Институт органического синтеза УрО РАН, в котором я являюсь научным руководителем. Недавно вернулся из Уфы, где проходила IX Всероссийская молодёжная школа по органической химии. Там занималось около 30 молодых людей. Работа и общение с ними утвердили меня в мысли, что органическая химия будет и в дальнейшем развиваться».
Особая благодарность жёнам
Вадим Агол, лауреат в номинации «Наука о жизни, медицина»
Представляя Вадима Агола, лауреата в номинации «Науки о жизни, медицина», член жюри академик Иосиф Атабеков сказал: «Вадима Израилевича я знаю около 45 лет. Он создал не просто хорошую, а лучшую научную школу в области молекулярной биологии. Тот, кто прошёл его школу, получил некий бренд (хотя я и не люблю этого слова), попал в число избранных. Вы не представляете, насколько сложно пройти школу Агола. Он очень требователен и к себе, и к своим сотрудникам. Попасть в число его учеников многого стоит. Это великолепный преподаватель, блестящий лектор: он может читать лекции по три часа без остановки».
Вадим Агол внёс существенный вклад в изучение механизмов биосинтеза белка. Первая работа, благодаря которой его заметили, посвящалась комлементации и маскированию генома у простых РНК-содержащих вирусов животных. Позже он доказал явление рекомбинации у РНК-вирусов. Молекулярно-эпидемиологическая характеристика циркулирующих диких и вакцинных штаммов полиовируса, описанная Аголом, поставила Всемирную организацию здравоохранения перед необходимостью пересмотреть некоторые положения программы по глобальному искоренению полиомиелита.
Получив премию, член-корреспондент РАН Вадим Агол признался: «Меня несколько смущает название этой премии. На самом деле, никаких триумфов в моей жизни не было, а была сложная, но очень интересная работа, с весьма редкими удачами. Этим удачам я во многом обязан тем людям, которые меня всё это время окружали. В первую очередь я признателен своим учителям — Илье Ильичу Иванову и Михаилу Петровичу Чумакову. Кстати, благодаря последнему я стал вирусологом. Никогда не думал заниматься этой наукой. Но после института меня, как сына нереабилиторованного врага народа, никто не брал на работу, а Михаил Петрович взял и поверил в меня. Кроме того, я в высшей степени благодарен Андрею Николаевичу Белозерскому, который пригласил меня работать в МГУ, я стал лектором, вошёл в элиту биологической науки, подружился с выдающимися учёными. Наконец, я должен поблагодарить свою семью, своих жён (у меня их было две — обе Анны). Они сумели создать для меня такие условия, при которых я смог всё свое время заниматься наукой».
Пора вернуться на землю
Глебу Добровольскому, лауреату в номинации «Науки о Земле», вручает премию академик Дмитрий Рундквист. С таким призывом в середине церемонии обратился к собравшимся академик Дмитрий Рундквист, объявляя лауреата премии в номинации «Науки о Земле» Глеба Добровольского. «После того, как мы отдали честь математике, химии, механике и медицине, пора вернуться на землю — на землю в смысле “почву”, — предложил представитель жюри. — Науки о Земле охватывают широчайший круг вопросов и интересов — начиная от изучения минерально-сырьевых запасов страны и заканчивая проблемами экологии, географии, глобальной океанологии и т.д. В этом году фонд «Триумф — Новый век» решил обратить более пристальное внимание на деятельность учёных-почвоведов, в числе которых очевидные заслуги принадлежат Глебу Всеволодовичу».
По инициативе Глеба Добровольского в МГУ был основан факультет почвоведения, который он возглавлял более 20 лет. Многие годы он также руководил Институтом экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова.
В своей научной деятельности академик Добровольский продолжил исследования Василия Докучаева, заложившего основы генетического почвоведения. В рамках данного направления он создал современную концепцию эколого-генетических функций почв в биосфере, выявил эколого-геохимические закономерности почвообразования и эволюции почв в долинах и дельтах рек европейской России и Западной Сибири. Кроме того под его руководством и при непосредственном участии создавались разномасштабные почвенные карты и карты почвенно-географического районирования России, некоторых стран СНГ и регионов мира.
«Мне особенно приятно, что сегодня впервые такую высокую награду получает представитель науки о почве, — сказал Глеб Добровольский. — Эта наука зародилась в России в конце XIX века, после чего получила всемирное признание. В настоящее время почвоведение приобретает всё большую актуальность в связи с угрозой глобального экологического кризиса. Одна из основных задач современной цивилизации заключается в сохранении генетического разнообразия жизни, которое почти на 90 процентов сосредоточено в тончайшей почвенной оболочке Земли. Именно поэтому так важно сохранять разнообразие почв».
И в музейной тиши есть наука
Ирина Антонова, лауреат в номинации «Гуманитарные науки»
Отличительной особенностью седьмой церемонии вручения премии «Триумф-наука» стало то, что среди 42 лауреатов, наконец-то, появилось женское имя — директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой (номинация «Гуманитарные науки»). Всемирно признанного учёного-искусствоведа один из членов жюри академик Валерий Черешнев охарактеризовал следующим образом: «Природная красота, фантастическое обаяние и оптимизм, лёгкая непосредственность и элегантность в сочетании с истинным аристократизмом и интеллигентностью — вот лишь некоторые слагаемые неповторимого облика Ирины Александровны».
В начале 60-х годов прошлого века Ирина Антонова возглавила Пушкинский музей. В те годы, вопреки запретам властей, она проводила выставки Тышлера, Матисса, организовывала концерты, на которых исполнялась музыка Стравинского, Шнитке, Рахманинова. В 1981 году она устроила выставку «Москва—Париж», признанную самой авангардной в истории ХХ столетия. К большим заслугам Ирины Антоновой относят и организованный вместе со Святославом Рихтером фестиваль «Декабрьские вечера», который существует уже более 20 лет.
«Я признательна высокому научному сообществу за то, что оно по достоинству оценило деятельность учёных, работающих в музеях, — сказала Ирина Антонова. — К сожалению, такие крупнейшие организации, как, например, Эрмитаж, Третьяковская галерея, где работают многие кандидаты и доктора наук, до сих пор не имеют статуса научно-исследовательского учреждения. Хотя их руководители хлопочут об этом уже много лет. Поэтому свою награду я считаю очень важной. Признание заслуг учёного из музейного мира в том числе определяет и то, как в дальнейшем сложится отношение общества и правящих структур к музеям».
Учёные благодарили за высокую оценку их деятельности, за денежную премию. Но, казалось, гораздо больше они были благодарны редкой возможности встретиться с коллегами, пообщаться, поделиться своими чаяниями, переживаниями и надеждами. После церемонии они ещё долго не расходились, о чём-то душевно беседовали, шутили и спорили…