http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=018831eb-d09f-4283-beb4-88ad756ff751&print=1
© 2024 Российская академия наук

Академический развод: биологи – отдельно, медики – отдельно

28.01.2011

Источник: Наука и технологии России, Наталья Быкова Σ

Интервью академика-секретаря Отделения биологических наук Алексея Розанова


Российская академия наук продолжает свою собственную модернизацию: вслед за образованным в мае прошлого года Отделением глобальных проблем и международных отношений в её структуре появится Отделение физиологии и фундаментальной медицины, созданное на базе Отделения биологических наук. Как идёт формирование новой структуры, гарантировано ли ей финансирование и не поглотит ли она Российскую академию медицинских наук – об этом в интервью журналисту STRF.ru рассказал академик-секретарь Отделения биологических наук Алексей Розанов.

Алексей Розанов: «Идея разрушить медицинскую академию при создании нового отделения в РАН точно не заложена» Справка STRF.ru:

Розанов Алексей Юрьевич, профессор кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ, директор Палеонтологического института им. Ю. А. Орлова РАН. Читает лекции по курсу «Биостратиграфия» и «Бактериальная палеонтология». В содружестве с учёными РАН и NASA описал ископаемые микроорганизмы в метеоритах; академик РАН, доктор геолого-минералогических наук

Алексей Юрьевич, в Отделении биологических наук уже действовала секция физиологии. Почему нельзя было работать в прежнем формате?

– В принципе, можно. Однако, видите ли, когда люди получают определённую самостоятельность, повышается их мера ответственности. Отделение организуется для того, чтобы учёные, работающие по направлениям физиологии и фундаментальной медицины, могли с большим успехом профессионально концентрироваться на решении своих задач. Вообще, секция физиологии в нашем отделении была самой малочисленной. Теперь же это направление получит более интенсивное развитие, обрастёт новыми проектами.

И что фактически должно измениться с появлением отделения?

– Что будет дальше, сказать трудно, пока структура окончательно не сформирована. Конечно, формально она уже создана, поскольку издан официальный документ в пользу этого решения.

Однако существует множество длительных процедур, связанных с разными организационными вопросами. Всё это ещё в процессе, и, думаю, структура окончательно оформится приблизительно через полтора–два года. Только по прошествии этого времени будет ясно, какова ситуация, хорошо мы сделали или плохо. Гарантировать, что всё будет отлично, невозможно. Общее отношение к науке у нас в государстве нестабильное, так что я бы поостерёгся давать какие-либо гарантии. Но то, что нужно развивать фундаментальную медицину, – это вне всякого сомнения.

Как известно, в науке сейчас идёт обратная тенденция – к объединению различных направлений, что, например, можно наблюдать в Курчатовском институте. А в РАН, получается, наоборот: медики отделяются от биологов…

– Наука не развивается одним способом. В одном случае это объединение направлений, в другом – работают как-то иначе. Конечно, многие вещи образуются на стыке наук, но иногда, когда люди начинают друг другу мешать, полезно и разъединение. Ничего особенного в неоднородности процесса нет – во всём мире такая практика.

Каковы финансовые гарантии нового отделения?

– Всё зависит от правительства. Если оно серьёзно отнесётся к собственной инициативе – всё же решение о формировании отделения, по большому счёту, было принято «сверху», значит, финансовое обеспечение должно быть нормальным. Естественно, мы будем требовать от властей поддержки нового отделения.

Физиологией и фундаментальной медициной уже занимается Российская академия медицинских наук. Не означает ли создание нового отделения в рамках РАН поглощение медицинской академии? Вам наверняка известно, что такие слухи имеют место…

– Я не думаю, что эти слухи нужно поддерживать. За ними толком ничего не стоит. Допускаю, что некоторые учёные, работающие в РАМН, вероятно, захотят перейти в соответствующее отделение «большой» академии. В сущности, немало сотрудников РАМН и так являются академиками и членкорами РАН. Но идея разрушить медицинскую академию при создании нового отделения в РАН точно не заложена.