http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=01aadc69-c997-4f1d-b5f0-1b43c41fbe88&print=1
© 2024 Российская академия наук

"НУЖНА ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТОК" , - заявил в интервью "ГА" академик НАН РА Эврик АФРИКЯН.

19.07.2005

Источник: Голос Армении, 19.07.2005, № 076, Беседу вела Гаянэ САРМАКЕ-ШЯН



- Г-н Африкян, сегодня СМИ активно, хотя и однобоко, обсуждают проблемы науки. Говорится о необходимости радикальных преобразований в этой области. Что, на ваш взгляд, следует изменить и на какие задачи должны быть ориентированы реформы?

- Для Армении это жизненно важный вопрос, связанный с определением приоритетов научно-технического и промышленного развития. К сожалению, развернувшаяся в прессе кампания ориентирована в основном на административные изменения и выбивание денег. Рассматриваются вопросы недостаточного финансирования науки, необходимости смены руководства Национальной Академии наук, введения возрастных ограничений для лиц, занимающих административные должности. Эти проблемы, несомненно, требуют серьезного рассмотрения. Однако, даже если они будут решены, этого недостаточно, чтобы превратить научные результаты в действенный фактор экономического развития. Мы уже имеем печальный опыт реформ, которые едва не довели науку до полного краха. Тогда позиция реформаторов основывалась на высказывании одного из руководителей, который сказал в своем выступлении, что восстанавливать науку и промышленность Армении - бред, поскольку восстанавливать и развивать можно только то, что было. Этот нигилистический подход послужил основой реформ, от которых наука по сей день не может оправиться. В равной мере он распространился и на промышленность республики. Огромный вред науке нанесло изменение системы финансирования.

Реформа перевела всю деятельность научных учреждений на конкурсную основу. Роль руководителей научных учреждений и ученых советов была низведена до нуля, их мнение даже по чисто научным вопросам уже не учитывалось, а руководители тем получили право бесконтрольной деятельности. Указом президента республики каждый руководитель темы обретал исключительное право на реализацию утвержденного финансирования "без ограничений". Лишь спустя несколько лет были приняты ограничительные меры, однако указ так и не был отменен.

- Но ведь принцип тематического финансирования действует во всех развитых странах и полностью оправдывает себя.

- Да, но там он реализуется по-другому. Необъективность при утверждении темы полностью исключается, а полученные результаты серьезно анализируются. Кроме того, во всем цивилизованном мире параллельно действуют и другие формы финансирования. У нас же результатом недальновидных реформ стало прекращение деятельности ряда научных учреждений и огромные материальные потери. Так, например, "Армсельхозбиотехнике" не утвердили две темы, прекратилось финансирование. Учреждение вынуждено было приостановить свою деятельность. Однако не было ни директора, ни бухгалтера, ни кладовщика, чтобы сдать оборудование и инвентарь. На очереди были Институт зоологии и Институт гидроэкологии НАН. К счастью, их удалось отстоять. И только с этого года научные учреждения получили базовое финансирование, что, будем надеяться, позволит сохранить жизнь и материальные ценности научных учреждений. Но неужели понадобилось 15 лет, чтобы осознать и исправить ошибку?

- Инновационные преобразования предполагают превращение знаний в коммерческий продукт. Но даже если все формы бюджетного финансирования будут реализованы, этих средств все равно не хватит для полноценного развития экспериментальной науки, а именно она дает коммерчески перспективные разработки.

- Достать деньги - не проблема. Но сегодня их просто так не дают. Необходимое условие инвестиций со стороны промышленных предприятий - представление проектно-технологических обоснований по разработкам. Это возможно только при наличии опытно- производственных баз при научных учреждениях. В советские годы такие структуры действовали при многих академических и отраслевых институтах. Это была прекрасная возможность определить рентабельность разработки, получить и реализовать экспериментальную продукцию, заработать деньги на дальнейшее развитие. Кота в мешке никто не купит. Но если эффективность интеллектуального продукта будет подтверждена и он превратится в готовую к внедрению технологию, от инвесторов отбоя не будет. Однако в результате недальновидных реформ наши научные учреждения получили статус организаций, не преследующих прибыли, что исключило возможность самим зарабатывать деньги на научные исследования и развиваться дальше. Должна заработать цепочка: наука - опытное производство - промышленное предприятие.

- Что мешает сегодня восстановить опытные производства при научных учреждениях?

- Начнем с того, что кадров практически не осталось, по крайней мере в области микробиологии и биотехнологии. А это очень перспективные направления для Армении.

- Но разве на биологическом факультете ЕГУ не готовят кадры биотехнологов?

- К сожалению, на биофаке ЕГУ практически нет даже полноценной кафедры биотехнологии. Я написал ректору ЕГУ обоснование необходимости создания этой кафедры. Что-то открыли, поменяли название, но по сути дела ничего не изменилось. Специализация существует только на словах. В реальности процесс обучения ограничивается прослушиванием лекций. Студенты биофака никогда не соприкасаются с практической работой. Без дополнительной подготовки выпускник биофака не может полноценно включиться в исследовательскую или практическую работу.

- То есть надо восстанавливать базовые кафедры в научных учреждениях?

- Обязательно. В советские годы базовые кафедры действовали во многих институтах, и это давало прекрасные результаты. Потом все развалилось. Сегодня, если мы хотим готовить полноценных специалистов, нужно обеспечить возможность хотя бы магистрантам адаптироваться и приобрести практические знания в научно-исследовательской или производственной среде. Но проблема не только в том, что вузы не дают полноценного образования. Уровень обучения в школе еще более низкий. Молодые люди приходят в вуз фактически не готовыми к получению высшего образования. Репетитор может только натаскать абитуриента к вступительным экзаменам, но он не в состоянии компенсировать все пробелы знаний, накопившиеся за 10 лет.

- Сегодня много говорится о необходимости введения возрастного ценза, но если существует проблема молодых кадров в науке, то видные ученые старшего поколения могли бы руководить научной работой и восстанавливать научные школы.

- В первую очередь следует задуматься о причинах и последствиях катастрофического старения научного сообщества. Работа в науке перестала считаться престижной. Эта сфера деятельности в Армении - в первую очередь из-за низкой оплаты труда - утратила привлекательность для молодых перспективных ученых. В первые же шесть-семь лет после развала СССР Институт микробиологии НАН РА потерял порядка 70 % своих сотрудников. Только в США эмигрировали 44 человека. И этот процесс продолжается, поэтому жизнедеятельность научных учреждений обеспечивается учеными старшего поколения. Государство должно создать те условия, при которых молодежь вернется в науку.

В то же время отстранять ученого от работы только на основании критерия возраста в равной степени нецелесообразно, как и назначать его на должность на основании прежних заслуг. Если ученый способен активно работать, передавать свои знания молодым, он должен остаться. Важнейшим условием успеха в науке является правильный выбор научного руководителя. Об этом всегда говорил В. А. Амбарцумян. Необходимо ввести определенные коррективы в уставы научных учреждений. Если человек может справиться с задачами научного руководителя, его следует наделить соответствующими правами без возрастных ограничений. Усилиями выдающихся ученых в свое время в Армении были созданы известные научные школы - астрофизики, механики, математики, физики, биохимии. Они были национальной ценностью, которую следовало беречь и приумножать. К сожалению, сегодня об этих достижениях мы можем говорить только в прошлом. Восстановить научные школы необходимо. И здесь решающую роль могут сыграть ученые старшего поколения.

- И все-таки, если удастся восстановить научные школы, задействовать цепочку наука - опытное производство - промышленное предприятие, может ли использование научных результатов сыграть решающую роль в преодолении экономического кризиса?

- Я был в Японии и убедился в том, что при весьма бедных природных ресурсах эта страна смогла создать эффективную экономику за счет научного и технологического развития. Это - прекрасный пример для Армении. Когда Япония приняла решение о преодолении тяжелейшего экономического кризиса после II мировой войны, ее девизом стали слова: "Мощь и благоденствие народа определяются знаниями". Из последних скудных средств были закуплены лицензии на современные технологии, на основе которых были сделаны свои разработки. Они широко внедрялись в производство. Страна быстро вышла из кризиса, обеспечила беспрецедентные темпы роста промышленного производства - порядка 13 % в год при очень высоком качестве продукции. Экономические успехи Японии основаны не только на электронной промышленности. Убедительным примером коммерциализации научных результатов является использование возможностей биотехнологии. Диапазон применения этих методов огромен. Это возможности решения продовольственной и топливно-энергетической проблем, интенсификации сельского хозяйства, получения лекарств и биологически активных соединений, утилизации отходов и охраны окружающей среды. Япония производит и экспортирует огромное число ферментов, гормонов, витаминов, аминокислот, реактивов, получая при этом большие доходы. И это еще далеко не полный список возможностей коммерциализации биотехнологии.

Биотехнология является чрезвычайно перспективным направлением и для Армении. Это прекрасно понималось в СССР. В конце 60-х в республике стали проводиться интенсивные научные исследования этого направления, были созданы биотехнологические предприятия "Лизин" , "Биохимпрепарат" , "Поливитамин" , появилась очень перспективная область промышленности. В первые же годы независимости мы ее потеряли. Предприятия были приватизированы, дорогостоящее оборудование продано по цене металлолома. Это была стратегическая ошибка, которую необходимо безотлагательно исправлять. Биотехнология может решить целый ряд практических задач, сыграть решающую роль в экономическом развитии Армении.

Хочу обратить внимание на один важный момент. В советские годы за стратегически важные отрасли отвечали совершенно конкретные люди, которые наделялись огромными полномочиями и несли полную ответственность за состояние дел в данной сфере. Биотехнология в Армении принята в качестве одного из приоритетных направлений. Но на кого конкретно возложена ответственность за развитие этой области? Если государство серьезно относится к утвержденным им же приоритетам, оно должно назначить ответственных лиц за развитие этих направлений, создать соответствующие инфраструктуры и определить схемы, которые обеспечат превращение разработки в коммерческий продукт.

"Японское" чудо - яркий пример того, что государственная воля и общественная поддержка в состоянии найти выход из сложнейших ситуаций. Именно этого нам сегодня не хватает.