http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=024684e3-54d6-4630-b785-38a26083d31f&print=1© 2024 Российская академия наук
Главные идеологические постулаты «Православие, самодержавие, народность», провозглашённые почти две сотни лет назад президентом Петербургской академии наук графом Сергеем Уваровым, наконец низведены до концепции, утратившей силу. Случилось это 18 декабря, во вторник, в Российской академии наук (преемницы той самой Петербургской академии) на традиционном зимнем Общем собрании. Взамен современные академики «тезисы на века» не предложили, но заверили, что научная мысль развивается и в этом ключе. Подробности исторического во всех смыслах собрания – в репортаже Натальи Быковой.
Очередная сессия Общего собрания РАН проходила под влиянием Года российской истории (в июле 2011-го тогда ещё Президент России Дмитрий Медведев отписал 2012 году именно такую символическую роль), и в её повестке дня соответственно значились доклады, отражающие успехи учёных академии в изысканиях по разным историческим периодам, начиная от теорий происхождения Homo sapiens и заканчивая кризисом власти XX–XXI веков. Благо, наука история даёт самую питательную почву для возделывания практически любых тем, связанных с каким угодно проявлением жизни и отрезком времени. Всё любопытно и неисчерпаемо. О новых исторических открытиях и находках учёных мы расскажем в ближайшее время в нашем новостном канале «Информнаука». Сейчас же остановимся лишь на общих тенденциях развития исторической мысли в России, которые наглядно проявились в выступлениях участников Общего собрания РАН.
Присутствовавший на академическом вече спикер Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин справедливо констатировал, что в обществе растёт интерес к истории, и призвал исследователей его максимально учитывать. Со своей стороны он дал обещание включить 1 августа в календарь исторических дат как День памяти русских солдат, погибших в Первой мировой войне, а также поддержать издание Истории отечественного парламентаризма, которая, по его мнению, станет уроком народовластия как для парламентариев, так и для общества, тем более что ни один из этих институтов до сих пор не усвоил истинной сути демократических ценностей. Кстати, очень многие исторические факты сегодня интерпретируются именно так – с позиций уроков прошлого, которые необходимо учитывать современникам, дабы поправить нашу парадоксальную действительность, не удовлетворяющую, судя по последним событиям в стране, практически ничьим интересам.
Не удивительно, что одно из центральных мест в исторической науке сегодня отводится вопросу о том, почему русская общественная и политическая мысль, страстно заимствуя и превознося свободолюбивые западные теории, принимает их только формально, в качестве ни к чему не обязывающих концепций и лозунгов. Заведующий кафедрой сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Юрий Пивоваров пояснил, что этот наш своеобразный исторический порок связан с опасной вещью – стремлением опередить самих себя. «Получив после реформ Петра I инъекцию западной культуры, мы тем не менее её не приняли, не прошли тот период, в течение которого сформировался бы наш собственный иммунитет против болезней, мешающих нашему же развитию. Поэтому нередко русская мысль, внешне очень похожая на свой западный аналог, фактически приобретает иное содержание».
Россия удивительным образом аккумулирует все лучшие и прогрессивные для своего времени философские теории, но в результате рождает нечто совершенно оригинальное. Так, если в XVIII веке главным качеством западной цивилизации становится антропоцентричность, подразумевающая, что человек служит мерой всех вещей, то в России, во многом ориентирующейся на интеллектуальную Европу, та же роль отводится властецентричности, по которой власть есть главная ценность.
В этой связи вспоминали историческую беседу императора Павла I с французским послом, во время которой российский самодержец так и сказал: «В России только тот что-то значит, с кем я говорю, и только то время, пока я с ним говорю». Тут же родилась параллель со словами современного лидера Владимира Путина, не так давно произнесёнными им в главном зале Российской академии наук: «Я здесь отвечаю за всё».
Другой исторический пример – знаменитый девиз Великой французской революции «Свобода, равенство, братство», под флагом которого родилась новая общественная идеология, позволившая Западной Европе перешагнуть на качественно новый этап развития. В ответ на него в России учёным и государственным деятелем, графом Сергеем Уваровым, был выдвинут лозунг, который современные историки называют отчасти карикатурным: «Православие, самодержавие, народность».
Тем не менее Юрий Пивоваров заявил, что этот тезис отвечал требованиям своего времени. По его мнению, тогда, в середине XIX столетия, это было блестящим решением главной задачи дня, выходом из тупика, в который попала Российская империя со своим крепостным правом. Выраженный в этой философии подход позволял и признать основные права крестьян, и не приносить в жертву главную опору прогресса – право частной собственности, которым в то время обладали помещики.
Незадолго до этих событий, в 1809 году, общественный деятель и мыслитель, ближайший сподвижник Александра I, граф Михаил Сперанский написал по западным образцам проект Конституции, в котором впервые в России воплотил идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Но одна русская новация сделала документ совершенно оригинальным – император ставился над всеми ветвями власти.
Спустя две сотни лет, в течение которых сменилось несколько режимов и, соответственно, конституций, тот же принцип распределения властных полномочий сохранился. Однако к сегодняшнему моменту, по мнению историков, стало очевидно, что Россия пережила форму развития, отсчёт которой ведётся от конституции Сперанского, и в обществе не случайно всё чаще слышатся голоса о том, что верховная власть должна вписываться в систему разделения властей.
Правда, новые тезисы, которые бы идеально отражали настроения и надежды современности, учёные пока предложить не готовы. Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян поделился, что на выставке в Париже по тематике, связанной с СССР, французские коллеги ему подсказали, что историкам сегодня выгоднее упор делать на то главное, что дала конкретная страна всему миру. Если у Франции это революция, у Китая – учение Конфуция, то у России – духовность, давшая миру новый импульс культурного развития. Но именно этот пласт, по словам академика Чубарьяна, недостаточно изучен в истории России, и, возможно, именно при его исследовании найдутся ответы на многие вопросы новейшей истории.
В этом контексте можно вспомнить, как в своём очередном ежегодном послании Президент РФ Владимир Путин посетовал как раз на нарастающий дефицит этого нашего главного, признанного во всём мире качества – духовности – и посоветовал искать духовные скрепы, объединяющие наше общество. Как выяснилось, учёные уже ищут.
Также в поисках новых идей, которые могли бы объяснить парадоксы прошлого и настоящего, историки планируют обратиться к изучению эмигрантской мысли. «В “Современных записках”, лучшем научном журнале по истории России за все времена, издававшемся в 1920–1940-е годы в Париже, русские эмигранты не только предсказали падение советского режима, но и точно угадали, что это будет сделано под нажимом секретарей обкомов, а также расписали, как нужно переходить от плановой к рыночной экономике, – отметил Юрий Пивоваров. – В этих работах, ещё недостаточно изученных, можно почерпнуть много интересного». Впрочем, и сегодня, как уверяли участники Общего собрания, у российских историков, а также учёных других направлений, есть масса предложений для власти, которые было бы полезно учитывать в управленческой практике.
Примечательно, что сама историческая наука, по мнению учёных, несколько сменила фокус задач: если раньше основные усилия сосредотачивались на объяснении того, как создавались государства, сегодня – на том, почему они разваливались. Видимо, сейчас эти уроки истории учить особенно важно.