АКАДЕМИЯ НАУК КАК ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ
15.06.2018
Источник: Независимая газета, 15.06.18
Михаил Пальцев
Экспертное научное обеспечение
деятельности государственных органов и организаций становится основной задачей
РАН
Об
авторе: Михаил Александрович Пальцев– академик, доктор медицинских наук.
Реформирование
Российской академии наук завершилось. Однако не стоит считать, что улажены все
вопросы функционирования академии, а также отношения с новым министерством –
науки и высшего образования, взявшим на себя роль ранее существовавшего
Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Ряд вопросов еще ждет своего
обсуждения и принятия по ним определенных и, надеюсь, взвешенных решений.
Разделение
Министерства образования и науки на Министерство просвещения и Министерство
науки и высшего образования было ожидаемо, что-то подобное мы уже проходили в
90-е годы. Кроме того, это разделение оправдано: сложно контролировать в рамках
одной структуры и детские сады, и школьное образование, и вузы, и академическую
науку, и НИИ. К сожалению, тот же вывод малоприменим к реформе РАН, за
прошедшие пять лет испытавшей волну слияний и разделений, причем далеко не
всегда обоснованных.
Несомненно,
за годы реформ 80-х и 90-х годов была практически утрачена прикладная наука.
Поэтому и потребовалось создание нового министерства, которое по финансированию
стоит на втором месте после Министерства обороны.
Министерство
науки и высшего образования должно выполнять роль связующего звена между вузами
и НИИ – вот каков был замысел реформы. И заодно обновление и омоложение научных
кадров в соответствии с потребностями страны. Это позитивный момент, одна сторона
медали.
Другая
сторона медали – отсутствие четко выделенных целей и задач для РАН. Ведь
Министерство науки и высшего образования вслед за ФАНО сохранило за собой
контроль над институтами, ранее принадлежавшими РАН. Что они делают с ними –
иначе как экспериментами не назовешь. Сливают в исследовательские комплексы, при
этом далеко не всегда учитывая дополняемость научных направлений сращиваемых
структур. А без институтов РАН не способна полноценно работать. Это как голова
профессора Доуэля, которая живет и без рук, и без ног. Стратегия на отделение
научного управления академии от научно-исследовательских институтов,
предпринятая реформаторами, оказалась порочной. Это направление нуждается в
пересмотре.
Речь
идет, конечно, не о призыве к откату к дореформенному состоянию. Но если власть
ставила задачу повысить научную продуктивность и цитируемость, то разделение
РАН и институтов – это главное
препятствие на пути к заветным целям.
Мне
кажется, что РАН может взять на себя экспертно-прогностические функции в
соответствии с американским опытом. Важно отметить, что в США к аналогичным
научным структурам часто обращаются бизнес и власть. Напомню, что у президента
Барака Обамы советниками по науке были нобелевские лауреаты, так что мы, можно
сказать, приближаемся к мировому тренду: научное сообщество становится сообществом
экспертов, одновременно отбрасывая управленческие и хозяйственные функции.
Экспертное
научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций
становится основной задачей РАН. Также было бы оптимально, чтобы РАН взяла на
себя руководство стратегией научно-технологического развития нашей страны. Ведь
Министерство науки и высшего образования, как сугубо бюрократическая структура,
с этой функцией справиться не сможет.
Очевидно, что сейчас РАН стоит на распутье. Поэтому нужно предлагать
что-то новое, проводить общее собрание всех членов и вести дискуссии на предмет
оптимизации деятельности академии и максимального повышения ею КПД – для
решения давно назревших проблем, с которыми прошедшая реформа смогла справиться
лишь частично.