http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0336d478-2882-4e09-bc3c-b101becc7c52&print=1
© 2024 Российская академия наук
Создание в России
под руководством генерального конструктора Александра Иноземцева нового
газогенератора, а на его основе - авиационного турбореактивного двигателя
пятого поколения ПД-14 служит доказательством того, что наша страна остается в
лидерах мирового авиастроения. А сам этот факт до недавних пор не был должным
образом оценен.
В 2022 году Александр Иноземцев избран действительным членом Российской
академии
Такое заявление в
интервью "Российской газете" некоторое время назад сделал генеральный
директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных
материалов, академик РАН Евгений Каблов. Теперь, когда стало известно о присвоении
генеральному конструктору и управляющему директору
"ОДК-Авиадвигатель" Александру Александровичу Иноземцеву звания Героя
Труда Российской федерации, с оценкой сделанного все встало на законное место.
- Генеральный
конструктор всегда был и должен оставаться ключевой фигурой, - убежден академик
Каблов. - Он аккумулирует огромное количество знаний, чтобы объединить всех,
кто участвует в проекте.
И под него выделяются финансы?
Евгений Каблов: Да. Но совсем не для того, чтобы их
по-быстрому освоить. А чтобы организовать эффективную кооперацию, отладить
взаимодействие и получить заявленный результат.
Без людей,
способных инициировать какие-то, поначалу, может быть, сумасшедшие идеи, мы не
сможем прорваться в новые области техники и технологий. Человек должен
постоянно думать о том предмете, где он выступает в качестве генерального
конструктора. Это не приходит как аппетит во время еды. Становление настоящего
конструктора в абсолютном большинстве случаев обусловлено тем, к чему он уже в
детстве, со школьных и студенческих лет проявлял интерес.
Кто сегодня, на ваш взгляд, олицетворяет это высокое
звание - генеральный конструктор?
Евгений Каблов: В той области, которая мне ближе и хорошо
знакома, сейчас могу назвать только Александра Александровича Иноземцева. Он
имел отличного учителя - это Павел Александрович Соловьев, создатель
газотурбинных авиадвигателей. Его движки были наиболее массовыми,
использовались и в военной технике, и в гражданской.
А в памяти,
конечно, и другие имена: Николай Дмитриевич Кузнецов, Архип Михайлович Люлька.
Никогда не забуду свои встречи с Генрихом Васильевичем Новожиловым. Общение с
ним всякий раз давало новые импульсы в работе, помогало в создании новых
материалов для авиации.
С конструктором Иноземцевым вас сдружила совместная
работа над двигателем ПД-14. Чем поучителен этот опыт?
Евгений Каблов: Решение о создании двигателя ПД-14 было
принято президентом России в июне 2008 года, после посещения нашего института.
Тогда я объяснил, как сумел, что российскому авиапрому позарез нужен свой новый
двигатель. И вкратце обрисовал, что это такое, какая сложная конструкция.
Доложил, что у нас для литья лопаток турбины высокого давления разработаны
технологии в 30 раз эффективнее американских. А когда упомянул про жаропрочные
сплавы с рением, рутением, которые позволяют поднять температуру газа перед
турбиной до 1900 К, он остановил меня вопросом: "А что же не внедряете?"
- "Денег нет", - говорю. "А есть на что их тратить?" -
"Есть. В Перми конструктор Александр Иноземцев создает новый газогенератор
и базовый авиадвигатель на его основе ПД-14". - "Виктор Борисович, -
обратился президент к тогдашнему министру Христенко, - готовьте предложения".
И что последовало за этим?
Евгений Каблов: Была создана современная инфраструктура,
малотоннажные производства, что позволило осуществить прорывной для нашей
двигателестроительной отрасли проект. В начале этого пути мы вместе с Иноземцевым
собрали, образно говоря, все металлургические заводы. И сказали: ребята, мы вас
просим наладить производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового
двигателя. А это, замечу, двадцать совершенно новых материалов. Свою просьбу
подкрепили гарантией, что затраты на создание инфраструктуры соответствующим
образом окупятся. Нам в ответ: согласны, и даже готовы не поднимать цены. Но
при одном условии - двигателей должно быть заказано не менее ста.
Короче, взаимные
интересы согласовали, и генеральный конструктор все подписал. Подписал и от
начала до конца нес полную ответственность за то, чтобы деньги, которые ему
выделили, пошли в дело. А это 12,8 миллиарда рублей на создание газогенератора
по личному указанию главы государства. Дали - отчитайся. Если на ветер пустили,
придется отвечать. Наряду с доверием нужен и спрос с того, кто берется
возглавить проект.
Наш институт
совместно с "ОДК-Авиадвигатель" разработал материалы и технологии,
организовал их передачу с полным пакетом нормативной документации. Благодаря
такому подходу достаточно быстро сделали газогенератор, а это основа. Следом -
и первый двигатель. Поставили его на крыло. А сейчас уже серийно эти двигатели
выпускают.
Почему для России так важен ПД-14 и вся линейка, что
за ним может последовать?
Евгений Каблов: Потому что государств, способных
производить современные авиационные турбореактивные двигатели, меньше, чем
стран, обладающих ядерным оружием. Или тех, что запускают в космос спутники.
Всего четыре страны - Великобритания, Россия, США и Франция - владеют
технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей. Тот
же Китай, к примеру, несмотря на предпринимаемые усилия, добиться этого пока не
может. Да, китайские ученые быстро скопировали наш истребитель Су-27, однако
скопировать его двигатель АЛ-31Ф им до сих пор не удалось.
И вынуждены покупать его в России?
Евгений Каблов: Да. Вот почему технологии разработки
авиационных двигателей оберегаются как важнейшая государственная тайна. И
касается это не только военной авиации, но и гражданского флота. Французы в
свое время предложили нам газогенератор в составе совместного с НПО
"Сатурн"" двигателя Sам-146, который устанавливался на самолеты
Sukhoi SuperJet 100. Но российских разработчиков к газогенератору и близко не
подпустили. ЦИАМ - Центральный институт авиационного моторостроения - даже ни
разу не разобрал, не посмотрел, что у них там ломалось. Хотя поломки были, и в
каждой такой ситуации газогенератор отвозили на ремонт во Францию - там все
сами делали, не приглашая российских специалистов. Повторю: к газогенератору
чужих не подпускают.