На последней миле

18.12.2009

Источник: Поиск, Василий ЯНЧИЛИН



Победители конкурса “Энергия молодости” получили стимулы для продолжения исследований

 

На прошедшем в Санкт-Петербурге Всероссийском молодежном инновационном конвенте среди тех, кого отметили за лучшие разработки, были и лауреаты конкурса “Энергия молодости” за 2009 год. Награды его победителям вручили академик РАН Евгений Велихов и доктор Брайан Сполдинг (Великобритания) - выдающиеся ученые и обладатели премии “Глобальная энергия”, к которой этот конкурс имеет самое непосредственное отношение. Незадолго до форума в северной столице наш корреспондент встретился с председателем экспертной комиссии “Энергия молодости” академиком Михаилом Эповым, который рассказал о том, как происходит отбор лауреатов, и о работах, отмеченных грантами в нынешнем году.

- Этот конкурс можно назвать продолжением основного, который проводится на соискание Международной энергетической премии “Глобальная энергия”, - замечает ученый. - Во многом этим определяется его престиж и высокий уровень. Он создан для поддержки перспективных научных исследований, продвижения российских разработок, в первую очередь на отечественный рынок. Сразу стоит сказать, что лауреаты “Энергии молодости” получают не премию, а грант, в этом году он составил 480 тысяч рублей каждой группе-победителю. Если премию награжденный может потратить по своему усмотрению, то гранты даются под конкретные разработки.

- В нынешнем году число поданных заявок превысило 100, а победителями были признаны шесть. По каким критериям вы оценивали кандидатов?

- Хотелось бы отметить непредвзятость и объективность экспертов. Все они - известные в своей области специалисты. Комиссия, изучая заявки, не смотрит на “предысторию” конкурсантов, скажем, сколько они получили патентов. Не важно и то, какой научный центр, город или вуз представляют молодые люди. Экспертов прежде всего интересует качество предлагаемой работы, ее идея. Еще смотрят, хватит ли суммы гранта на выполнение исследования. Среди представленных проектов встречаются очень интересные, но только на закупку оборудования для них требуется, скажем, 5 млн рублей. Такие заявки мы вынуждены отклонять. Конкурс предполагает, что молодые ученые (возраст которых до 35 лет) уже имеют хороший задел. А грант поможет им пройти “последнюю милю” - до инновации или получения нового результата. Хотя победителями могут стать и теоретические работы.

Да, грант относительно небольшой. Но в “Энергии молодости” материальная сторона играет не самую главную роль. Главное - признание профессиональным сообществом важности и возможности получения результатов в определенном направлении. Победа в конкурсе должна сработать как спусковой крючок, детонатор для дальнейшего развития. Лауреатам будет легче найти инвесторов.

- Отслеживаете ли вы дальнейшую судьбу победителей?

- Все получившие гранты через два года должны представить результаты своих работ. Некоторые продвигаются очень далеко, делают значительные успехи в своей области. Присылают даже книги с опубликованными в них результатами исследований. Такие книги становятся общим достоянием, помогают следующим начинать не с нуля, а стартовать с уже достигнутого уровня. Наука не всегда утилитарна. Какие-то исследования могут “выстрелить” лет через 30, а какие-то - оказаться и вовсе забытыми. Мы не можем заранее предсказать, что сработает. Поэтому в развитых странах работы в важных областях ведут “широким захватом” - по всему спектру возможных исследований. При таком подходе что-то уж точно выстрелит.

- С какими трудностями сталкиваются эксперты при оценке заявок?

- К сожалению, многие молодые люди не могут точно и внятно описать уже имеющиеся результаты в представленной теме, а также четко сформулировать направление своих исследований и те результаты, которых они желают достичь. Пишут общие слова. В таких случаях приходится особенно тщательно изучать суть работ, пытаться извлечь рациональное зерно. Думаю, в большинстве случаев это удается сделать. Но можем и ошибаться. Все-таки задача комиссии - оценивать присланное, а не корректировать его, даже исходя из лучших побуждений. Мы работаем с тем материалом, который нам представляют конкурсанты. Поэтому хотелось бы обратить внимание молодых людей на то, чтобы к описанию проектов они относились ответственно.

Бывают и заявки, которые отправляют, что называется, на всякий случай. Как-то предложили систему обогрева трамваев за счет энергии торможения и разгона транспорта. Идея неплохая, но не подходит нам по масштабу, не тянет на “Глобальную энергию”. Случается, мы даем гранты тем, кого отклонили раньше. Такой пример был и в этом году. За пройденный период молодые люди заметно продвинулись в своих исследованиях, подкорректировали немного тематику. Как результат - стали обладателями гранта “Энергия молодости”.

- Было бы интересно узнать о нынешних победителях, их работах.

- Группа из Уфимского государственного нефтяного технического университета (руководитель - Евгений Николаев) предложила “Разработку конструкций энергосберегающих аппаратов для компаундирования нефтепродуктов”. КПД любого энергетического оборудования сильно зависит от используемого в нем топлива. Молодые люди нашли способ оценки, как нужно смешивать компоненты горючего, чтобы повысить эффективность этого оборудования.

Работа группы под руководством Максима Самсонова из Института геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (Москва) касается проблем утилизации отработавшего ядерного топлива. Дело в том, что из отходов этого топлива, часто жидких, можно выделить сухой остаток, который гораздо легче захоронить в безопасном месте. Как это делают? Сначала на отходы действуют специальными растворителями. Затем из полученного раствора осаждают радиоактивную субстанцию. Авторам представленных исследований удалось найти более эффективные растворители. При их воздействии на ядерные отходы практически не выделяются опасные газы. Сами же растворители после регенерации можно использовать снова. Это делает возможным создание замкнутого цикла переработки. Работа основана на фундаментальных достижениях в химии, результаты проверены на лабораторном уровне. Осталась “последняя миля” - получить технологию.

Группа Рената Шакирова из Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева ДВО РАН (Владивосток) предложила решение еще одной важной проблемы. Нередко мы слышим сообщения о том, что в какой-то угольной шахте произошел взрыв метана. Уголь по своему происхождению насыщен этим простейшим углеводородом. По новым правилам, прежде чем добывать твердое топливо из шахты, нужно провести его дегазацию. Для этого бурят большое количество скважин в угольных пластах, затем извлекают так называемый низконапорный метан. Вопрос: что делать с ним дальше? Самый простой способ - выпустить в атмосферу. Но можно построить небольшую электростанцию, которая, работая на этом газе, будет снабжать шахтерский поселок энергией. Вообще-то извлечение низконапорного метана и его использование в энергетике не всегда экономически оправданы. Но ведь не все измеряется деньгами. Важны безопасность шахтеров, чистота атмосферы. К тому же, почему бы не использовать, по сути, “дармовой” газ? Если рассматривать весь комплекс последствий, то использование угольного метана выгодно. Такое оборудование уже работает в Кузбассе. Наши победители решили распространить опыт на Дальний Восток. В этих двух регионах угли отличаются по качеству, залегают на разной глубине, содержат разное количество метана. Суть проекта - в адаптации уже известной общей технологии к конкретному району.

Владимир Враскин из Объединенного института высоких температур РАН предложил схемы перспективных теплосиловых установок алюмоводородной энергетики. Исследование берет в расчет то, что некоторые соединения алюминия и водорода при определенных условиях запасают в себе большую энергию. Использующие этот принцип аккумуляторы легко перевозить. Пока они экономически невыгодны, но в будущем могут оказаться востребованными.

Группа из новосибирского Института ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН (руководитель - Вадим Приходько) получила грант за “Разработку проекта нейтронного источника на основе открытой ловушки для управления подкритическими реакторами деления и переработки радиоактивных отходов”. Такие нейтронные источники нужны для облучения отходов ядерной энергетики. Они уменьшают количество отработанного радиоактивного вещества и позволяют при этом извлечь дополнительную энергию.

Исследованием и разработкой органических солнечных батарей на основе нанокомпозитов полупроводникового полимера с металлокомплексами фуллеренов занимаются молодые ученые под руководством Сергея Запуниди из Международного учебно-научного лазерного центра МГУ им. М.В.Ломоносова. Включения металлов в полупроводники позволяют делать пластик многослойным, без металлических прокладок, что существенно повышает эффективность их работы. Такие батареи будут дешевле в изготовлении, иметь более высокий КПД, конструктивно им можно придавать практически любой вид. Все это очень важно для “массовой” технологии. Молодые люди уже создали полимер в лаборатории, следующий шаг - получение опытно-промышленного образца.

- Это конкурс для молодых энергетиков. А как вообще обстоит дело со специалистами в столь важной для страны, да и всего мира, области?

- В целом, сейчас наблюдается дефицит кадров. Фактически многие из будущих энергетиков “разбираются” различными компаниями уже на старших курсах. Переизбыток специалистов в этих отраслях пока не наблюдается, как, скажем, юристов или менеджеров общего профиля. Ограничивающий фактор - сложность образовательного процесса. Не каждый молодой человек способен обучаться в вузах или на факультетах, связанных с энергетикой. Как минимум нужно хорошо знать математику, физику и, как показывает наш конкурс, русский язык.

- Много ли конкурсов, аналогичных “Энергии молодости”, в других странах?

- Много именно молодежных. Большое число грантов предлагается под экологически ориентированные проекты и связанные с ними решения проблем социального характера. Большое внимание сейчас уделяется чистой угольной энергетике. До сих пор твердое топливо остается самым гигантским энергетическим ресурсом. Однако добыча, переработка угля сопровождаются серьезными последствиями для окружающей среды. При его переработке высвобождается большое количество вредных веществ, нарушается почвенный слой, загрязняются подземные воды. Решение этой и других проблем - важная задача для всего мира.

Завершая беседу, я призываю молодых исследователей участвовать в будущих конкурсах, а экспертов благодарю за их нелегкий труд.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024