http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=03c7bfba-e4df-4924-b6f5-1802ceac96aa&print=1© 2024 Российская академия наук
Четверг в правительстве
Обсуждение правительством реформы науки вызвало очередной скандал. Напомним, что ранее ученое сообщество выступало с резкой критикой проекта этой реформы, предложенного Министерством образования и науки. А сам министр Фурсенко, являющийся главным пропагандистом очередной непопулярной реформы, был даже освистан на заседании Академии наук.
По иронии судьбы, на прошедшем в четверг заседании правительства Фурсенко был вынужден защищать столь неприветливо принявшую его Академию. А начиналось заседание хорошо: министр бодро изложил основные положения реформы, заключающиеся в сокращении учреждений отраслевой науки с 1200 до 150-200 и создания на базе 58 государственных научных центров 5-7 лабораторий. Количество ставок тоже будет сокращено, как утверждают, на 20%. Зато зарплату ученым обещают к 2008 году увеличить аж до 30 тысяч рублей.
Но тут слово взял министр экономического развития Герман Греф. Он заявил, что главная проблема отечественной науки - ее плохой менеджмент и высказал свое недоумение по поводу существования Российской академии наук: мол, непонятно ему, Грефу, что это за организация и зачем она вообще нужна. Хотя логика самого Грефа исключительно ясна. Он принадлежит к той категории управленцев, то есть "менеджеров", которые ни в какой области, кроме управления, специалистами не являются. Да и свою функцию "управленцев" они исполняют весьма оригинальным образом. К чему приводит такое управление, всем нам недавно продемонстрировал "лучший менеджер" России, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Сомнительно, чтобы этот главный энергетик помнил хотя бы закон Ома, уж не говоря о том, что разобраться в сложнейшей энергосистеме страны ему вообще не по силам и интеллекту. Но ему этого и не надо: зачем разбираться в том, чем управляешь?
Тут не выдержал даже министр Фурсенко. "Фундаментальные исследования у нас традиционно идут через РАН. Разрушив Академию, мы в обозримом будущем ничего подобного не создадим", - возразил он. А кто сказал, что кто-то вообще собирается создавать "что-то подобное"? У нас в стране сейчас только разрушают, потому что на развалинах удобнее мародерствовать.
Не смолчал и президент РАН Юрий Осипов, который вообще-то довольно лояльно относится к правительственным реформам, даже вопреки мнению многих своих коллег. Он напомнил непонятливому Грефу, что Академия наук была создана 300 лет назад Петром Великим, а после окончания Второй мировой войны США не без пользы переняли наш опыт организации науки. Предложения перейти к западным образцам Осипов оценил как "по меньшей мере оскорбительные".
Только Греф, судя по всему, никаких образцов не предлагает. Впрочем, образец своего мышления и интеллекта он тут же и продемонстрировал, рассказав старый анекдот, что, мол, академия наук - это место, где собственное любопытство удовлетворяют за государственный счет. Пафос сего выступления очевиден: с какой это, мол, стати, мы, правительство, должны выделять деньги на удовлетворение чужого любопытства. Только одного господин Греф не учел. Именно в результате такого ученого "любопытства" человечество и научилось использовать сначала энергию огня, а теперь и атома, были изобретены колесо и автомобиль, компьютеры и спасающие жизнь лекарства. Понимали это и сто лет назад, и тридцать. А вот Греф, видите ли, не понимает.
Ему кажется, что удовлетворять за госсчет нужно его собственное и таких же реформаторов любопытство: что еще можно такого сотворить с этой страной, чтобы окончательно ее угробить. Хотя тут уместнее скорее другой вопрос: а зачем нам нужно такое правительство, что, кроме бед и катастроф за наш собственный счет, мы от него имеем?
Подтвердил правомерность этого вопроса и премьер-министр Фрадков. Ему бы урезонить своего министра. А он вместо этого начал высказывать некие странные предложения о сотрудничестве крупного бизнеса и науки: пускай, мол, отныне имена олигархов Потанина и Евтушенкова будут ассоциироваться с некими научными проектами под кодовыми названиями "водород" и "Зеленоград".
Да, только этого нам еще не хватало для полного счастья. Говорят, не в очень еще далекие времена футбол в нашей стране ассоциировался с Львом Яшиным, а культура, например, с Михаилом Шолоховым. А теперь только с Романом Абрамовичем и Михаилом Швыдким. Вот, наверно, потому ни футбола, ни культуры. Теперь и науку окончательно добить собираются.