К первому сентября
в школах России появятся новые учебники истории. Какие исправления в них
внесены, рассказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик
Александр Чубарьян.
Александр Оганович, учебники пришлось готовить в
ускоренном темпе. В каком они состоянии?
Александр Чубарьян: Учебники подготовим к концу
2023 года. Но в школах к первому сентября появятся книги для 10-11 классов,
которые охватывают XX и начало XXI века.
Ситуация, которая
сейчас сложилась, требует корректировки старых учебников. Принято решение о
том, что на каждую параллель будет одна линейка учебников. Школьный предмет будет
называться как и в стандарте "История" и состоять из двух частей:
"История России" и "Всеобщая история".
Сами понимаете,
работа была срочной. Учебник по всеобщей истории почти готов. Он находится в
издательстве. Было много замечаний от учителей и преподавателей. Они все
учтены. Насколько мне известно, учебник по истории России также в завершающей
стадии.
История творится у нас на глазах, пришлось
дорабатывать курсы. Что в них нового?
Александр Чубарьян: Они серьезно переработаны. Нет,
оттуда не исчезла история Европы, как некоторые опасаются. Но добавлены
значительные материалы по истории Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.
Расширена и часть
о роли России в мировой истории. В конце учебника - рассказ о современной
ситуации в мире, в частности вокруг Украины в международном контексте.
Анализируются причины сложившегося положения, дается характеристика политики
НАТО.
В учебнике -
рассказ о современной ситуации в мире, в частности вокруг Украины. Анализируются
причины, дается характеристика политики НАТО
То есть это редкий для учебников случай, когда они
заканчиваются современностью?
Александр Чубарьян: Можно сказать и так. Ведь
учебник рассказывает о современной политике, экономической и социальной ситуации
в разных странах.
Вы сказали о замечаниях: чего они касались?
Александр Чубарьян: Педагоги предлагали усилить
ту или иную тему. Или, например, шла речь о том, что учебник для 9-го класса
очень перегружен материалами - приходится изучать темы, начиная с Французской
революции и до Первой мировой войны. Решено события во Франции перенести на
восьмой класс. А девятый начинать со второй четверти XIX века. По просьбе
учителей мы немного сократили обилие цифр и подробностей. Существенно скорректирован
раздел о первобытном обществе, в частности добавлены сведения о современных
открытиях.
И еще один вопрос, касающийся школьного исторического
образования. На днях пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила на весь
мир: "На этой неделе отмечается годовщина завершения Второй мировой войны
в Европе и победы США и союзнических сил над фашизмом на континенте". Ни
слова про СССР. Она плохо училась или это намеренное искажение истории?
Александр Чубарьян: На Всемирном конгрессе
преподавателей истории в Москве был представитель США, автор учебников, который
заверил, что американские учебники отдают дань Советскому Союзу и его вкладу в
Победу. Дело тут в другом. Историю вводят в современный политический контекст.
Почему некоторые
стремятся исключить нашу страну из героической истории Второй мировой войны,
хотя Победа и роль в ней нашей страны бесспорны. В XX веке не было более
значимой и более позитивной реакции мира в отношении СССР, чем на Победу.
Именно поэтому сегодня такие мощные попытки опровергнуть, перечеркнуть
позитивный образ России. Это делается для того, чтобы приуменьшить роль нашей
страны в истории и современности.
И еще. Во время
войны мы были вместе. Вместе с США и Великобританией одержали победу. Вместе
спасли человечество от нацизма и фашизма. И это не вписывается в сегодняшнюю
политическую повестку западных стран. По этой причине идет гиперактивное
опровержение истории. Причем стараются в этом не только США. Возьмите последнее
украинское решение отменить 9 Мая и совершенно фантастическая идея Польши "отменить"
на картах Калининград и называть этот город старым польским названием, которое
было до "Кенигсберга". Это тоже наступление на итоги Второй мировой
войны. Но Польша получила большую часть Пруссии, нежели СССР. И не в ее
интересах пересматривать итоги войны.
Абсолютное отсутствие исторической логики и отрицание
фактов коснулось только политиков или есть ученые, которые стоят за их
заявлениями?
Александр Чубарьян: Нет, это главным образом чисто
политическая спекуляция. В истории есть события, которые могут быть по-разному
интерпретированы. Мы готовы обсуждать варианты. Но есть явления и события,
которые бесспорны. Никому же не нужно доказывать, что земля круглая, а не
плоская. Или что в США были рабовладельцы. К таким фактам относится и роль
Советского Союза в войне. Заявлять что-то иное - абсурдно. Но с абсурдом очень
трудно спорить. Люди, которые выдвигают подобные вещи, не слушают никаких
аргументов. То есть, если верить пресс-секретарю Белого дома, нужно отменить
все конференции: Тегеранскую, Ялтинскую. Ведь Рузвельт встречался с Черчиллем
не один на один. Во всех договоренностях принимал участие и Сталин. Они
обсуждали структуру послевоенного мира. И отрицать роль в этом СССР - это
прежде всего не уважать своих руководителей. А также собственных историков,
которые создали огромную литературу, касающуюся войны. И ни одного подобного
заявления там нет.
Во время войны мы
были вместе. И это не вписывается в сегодняшнюю политическую повестку западных
стран. Идет гиперактивное опровержение истории
Напомню также, что
Черчилль получил Нобелевскую премию за свой труд о Второй мировой, где очень
высоко оценил вклад СССР.
Я не сторонник
недооценивать вклад союзников: они освободили Францию и Италию. Но
англо-американских войск не было ни в Польше, ни в Болгарии, ни в Румынии, ни в
Прибалтике. Кто их освободил? Наша армия - это очевидный факт. Другой вопрос,
как эти страны развивались после Второй мировой войны. Но ответ на него не
связан с ходом и итогами войны.
Я уверен, что на
Западе есть немало историков и политиков, с которыми можно вести диалог, в том
числе и по истории Второй мировой.
МЕЖДУ ТЕМ
Ранее академик Александр Чубарьян рассказал
"РГ", что узнают школьники бывшего CCCР из своих учебников о нашей
общей истории:
- Мы изучаем
учебники СНГ. В большинстве стран считают, что после краха Российской империи
они обрели независимость, но к 1922 году ее утратили. Соглашаясь с такой
постановкой проблемы, не могу не напомнить, что смена госустройства, которая
произошла к 1921-1922 году в Беларуси, на Украине, в Закавказье, в Средней
Азии, сопровождалась приходом к власти и их местных большевиков, а не только
ставленников Москвы. Впрочем, в странах СНГ указывается, что в рамках
Советского Союза они не были лишены определенных элементов независимости:
флага, герба, гимна, парламента, что создало условия для роста национальной
идентичности.
Образование СССР
рассматривается двояко. Есть, как позитивные, и негативные стороны этого
процесса. Например, все страны получили возможность экономического развития в
составе единого государства. В СССР не было ущемления национальных языков.
Ученые СНГ единогласно отмечают, что наиболее мощным проявлением этого единства
была победа в Великой Отечественной войне.
Особое внимание,
правда, с большой долей критики, вызывают вопросы, насколько оправданы были
территориальные размежевания, которые произошли в результате образования СССР.
И второе, что дискуссируется: включение в Устав СССР возможности выхода из его
состава. Думаю, что сложности, которые мы корректно обсуждаем, связаны и с тем,
что в соседних странах формируется собственная национальная идентичность.
ОФИЦИАЛЬНО
Сергей Кравцов, министр просвещения РФ:
- Под руководством
наших коллег - помощника президента России Владимира Мединского, ректора МГИМО
Анатолия Торкунова и историка, академика РАН Александра Чубарьяна - разрабатывается
единый учебник истории.
В новом едином
учебнике мы идем к объединению всеобщей истории и истории России в единый курс.
История в нем не разобщает, а объединяет. Этот учебник должен быть интересным,
современным, интерактивным, чтобы с его страниц можно было попасть, например, в
Музей Победы или почитать материалы министерства обороны. С 1 сентября в 10-11
классах уже смогут работать по новому учебнику.