http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=041dd472-e5d3-46eb-b110-9738667f27d8&print=1
© 2024 Российская академия наук

Кому выгодна "смерть" ЕГЭ

26.05.2021

Источник: Независимая газета, 26.05.2021, Игорь Аглицкий

В отмене единого государственного экзамена заинтересованы прежде всего вузы

В последнее время заметно усиление активности противников единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это связано с разными объективными и субъективными причинами.

Во-первых, в условиях пандемии коронавируса в школьном образовании произошли серьезные изменения, включая массовое внедрение дистанционных форм обучения, отмену базового экзамена ЕГЭ по математике и многое другое. Таким образом, лед тронулся, и система ЕГЭ, казавшаяся незыблемой с 2009 года, оказалась способной к динамике.

Во-вторых, противники ЕГЭ, которые и раньше подвергали жесткой критике как форму, так и содержание единого экзамена, получили реальный шанс добиться его полной отмены. Если нарушена целостность системы – а она реально нарушена, – то нужно гораздо меньше усилий, чтобы ее окончательно уничтожить.

В-третьих, особые условия обучения в школах в два последних учебных года позволяют школьникам, их родителям и общественности говорить о том, что полноценной подготовки к ЕГЭ не было, что уровень подготовки по регионам неоднороден (например, в Москве вводили «длинные» каникулы, а в Московской области не вводили). Поэтому ЕГЭ уже необъективен, по мнению его противников.

Однако те, кто считает, что ЕГЭ – чисто российское изобретение, сильно ошибаются. Единые экзамены появились в мире довольно давно и до сих пор имеют широкое распространение.

В США существует два вида подобных экзаменов. Там их называют тестами. ACT (American College Testing) – это стандартизированный экзамен, который необходим для поступления в многие американские университеты. Впервые тест был опробован в 1959 году (за 50 лет до внедрения в России ЕГЭ). Включает проверку знаний по математике, английскому языку, чтению и логике мышления. Альтернатива АСТ – тест SAT (Scholastic Assessment Test). Это тоже сильно стандартизированный тест, включающий проверку знаний математики, английского языка и умения писать эссе.

В Германии для поступления в университеты в некоторых федеральных землях нужно пройти четыре стандартных теста по основным предметам. По результатам тестов выдается сертификат Abitur. Однако престижные университеты вводят собственные вступительные экзамены. Отметим, что такая практика есть и в России, а вузовские экзамены называются ДВИ (дополнительные внутренние испытания). Во Франции для поступления в вуз нужно сдать тестовые и устные государственные экзамены (аналог российского ЕГЭ).

Примеры можно было бы продолжать. Таким образом, идея ЕГЭ не новая и не совсем российская. Поэтому я полагаю, что прежде всего отмена ЕГЭ выгодна вузам. Почему? Все просто. Не секрет, что к поступлению в вуз готовятся дополнительно. Сегодня школьников готовят к ЕГЭ. Этим занимается армия репетиторов. Рынок услуг по подготовке к ЕГЭ огромен и достигает, по некоторым оценкам, 100 млрд руб. в месяц. Согласитесь, триллион рублей в год – это очень привлекательная сумма. При этом вузам достаются крохи: доходы от подготовительных курсов, реализации литературы и учебников, от пробных вступительных испытаний и внутренних олимпиад. Львиную долю этих денег забирают сами школьные учителя и фрилансеры – репетиторы с самой разной квалификацией: от студентов до профессоров. Единая программа ЕГЭ и единая база заданий позволяют репетиторам достаточно успешно готовить своих учеников к ЕГЭ из года в год.

В случае отмены ЕГЭ все сразу сильно изменится. Каждый вуз сможет разрабатывать свои экзаменационные программы, составлять свои задания и использовать свои критерии оценивания. Это тоже не новая форма. Так уже было в советские времена. При такой ситуации значимыми станут не учителя и фрилансеры, а преподаватели вузов, хорошо знакомые с банком заданий. В том числе и составители этих самых заданий. Таким образом, произойдет глобальный передел рынка репетиторских услуг.

Рискну предположить, что отмена ЕГЭ может дать неожиданный для сторонников этого процесса негативный побочный эффект. Не секрет, что профессия учителя сегодня в России малопрестижная и не очень хорошо оплачиваемая. Репетиторство и подготовка к ЕГЭ являются для многих учителей дополнительным источником в семейный бюджет. Отмена ЕГЭ эту подпорку выбьет. И совсем не факт, что учителя, оставшись на голой зарплате, не побегут из школ в поисках лучшего заработка.

Подведем итог. Я вижу недостатки ЕГЭ. Я вижу достоинства ЕГЭ. Как ни крути, ЕГЭ сегодня – это система, отлаженная годами. Систему развалить не так сложно. Сложно создать на ее месте новую эффективную систему. Так что, как говорится, семь раз отмерь…