Реформы по-китайски и по-русски
19.09.2011
Источник:
Алексей КИВА
О деградации практически всего - начальной, средней, высшей школы, у нас деградирует социальное жилье, гарантии молодым родителям, уникальная медицина, культура... Буквально все
Первая волна деградации затронула промышленность, и она рухнула. И что мы сейчас имеем? Фактически являемся сырьевым придатком... Сейчас наступает вторая волна... Это самая опасная волна, у нас деградирует все то, что связано с воспроизводством человеческого капитала... У нас деградирует практически все - начальная, средняя, высшая школа, у нас деградирует социальное жилье, гарантии молодым родителям, уникальная медицина, культура... Буквально все. И наша важнейшая задача - немедленно менять ситуацию".
Все верно, как верно и то, что хватит зацикливаться на приватизации, то есть на "присвоении того, что было создано до нас. Нам нужно делать следующий шаг, мы должны строить новые города, строить новую инфраструктуру, новые школы, новые больницы, мы должны обживать нашу страну". Именно так поступала власть в Китае, создавая не только новую экономику, но по сути и новую страну. Только как менять нынешнюю ситуацию, если высокие чиновники, выдавая желаемое за действительное, постоянно заявляют, что у нас все идет хорошо, а в будущем будет еще лучше. И поскольку услужливые или подневольные журналисты центральных СМИ это многократно повторяют, то народ, в том числе образованная его часть, своевременно не осознает грядущую угрозу.
Зачем же вводить в заблуждение народ тогда, когда надо бить тревогу? Ведь если не успеем создать новую экономику до того, как кончится нефть или упадут на нее цены, то страну ждет катастрофа - она распадется. Такой сценарий, как я уже писал, дает Институт прикладной математики РАН, если не изменится нынешняя политика государства. А это серьезный институт, он делал расчеты по ядерным и космическим проектам. Не ошибался он и при математическом моделировании общественного развития страны.
Можно напомнить, что в 2001 году ученые этого института член-корреспондент РАН Сергей Курдюмов и доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий предупреждали и власть, и общество, что если немедленно не начать обновление машинного парка и инфраструктуры, то нескончаемая череда катастроф неминуема. Что и происходит сейчас. (Я в данном случае не буду говорить о страшных лесных пожарах лета 2010 года и сбое в работе системы электроснабжения прошлой зимой и их последствиях для людей.) Почти каждый день падают или совершают вынужденную посадку самолеты или вертолеты, сходят с рельсов (часто изношенных) поезда, что-то взрывается, лопается, рушится, проваливается, падает на головы людей, что-то тонет и постоянно что-то горит. А за словами "человеческий фактор" на деле скрываются предельная изношенность и моральная устарелость техники и оборудования, разрушенная система подготовки и переподготовки персонала, контроля, коррупция должностных лиц и т. д. И классический тому пример - выход в круиз давно изношенного, к тому же неисправного теплохода "Булгария", что стоило жизни многим людям, включая детей.
То, что у нас деградирует наука, продолжается утечка умов, прозябает инновационная сфера, похоже, не беспокоит наших чиновников. В стране находятся деньги для создания более сотни миллиардеров, не говоря уже о миллионерах, для "сладкой жизни" верхушки правящего класса, на дорогостоящее проведение разнообразных спортивных игр, саммитов, презентаций, "корпоративок" с приглашением высокооплачиваемых мировых звезд и т. д. и т. п., но только не на то, что для нас жизненно необходимо. То ли чиновники не понимают, то ли (что скорее всего) им безразлично, что пройдет еще несколько лет и у нас уже не будет потенциала для создания новой техники и новых технологий.
Эксперты говорят, что у нас в запасе осталось 5 - 7 лет, после чего мы пройдем точку невозврата и тогда кончимся как великая держава! Мы уже фактически потеряли возможность создавать конкурентоспособные гражданские самолеты. Многие годы похваляемся среднемагистральным самолетом "Сухой суперджет-100", хотя это по сути сборочный самолет, но и его никак не можем запустить в массовое производство. Бразилия уже давно поставляет на мировой рынок среднемагистральные самолеты, производит их и Канада. Но если их пустит в массовое производство Китай - а он к этому готовится, - то наши "Сухой суперджет-100" из-за более высокой цены не будет востребован не только международными, но и нашими авиа-перевозчиками.
Тут уместно повторить то, что сказал работающий в России и США физик академик РАН Владимир Захаров: "Времени для спасения российской науки почти не осталось... С упадком образования придется распроститься с надеждой развивать у себя новые технологии - для этого нужны высококвалифицированные кадры. Более того, даже поддержание уже имеющейся технически сложной инфраструктуры станет проблемой, и техногенные катастрофы, вроде той, что случилась на Саяно-Шушенской ГЭС, станут обыденным делом. Страна, не способная идти в ногу с техническим прогрессом, довольно скоро станет беспомощной в военном отношении. Через 10 - 15 лет произведенное нами оружие будет относиться к будущим стандартам, как арбалет к автомату".
Ныне судьба дает нам новый шанс взяться за ум и не транжирить деньги, а развивать страну, как это делает Китай. В нулевые годы от продажи энергоносителей мы получили, по оценкам, 1,5 триллиона долларов, и что мы на них известное на всю страну построили? Ничего! В силу стечения ряда известных причин цены на углеводороды вновь запредельно высокие, и мировая конъюнктура скорее для нас будет благоприятной в течение 5 - 10 лет. А ведь на создание современной экономики, судя по опыту Японии и Южной Кореи, уходит около 30 лет. Но если политическое руководство не сменит экономический курс и не обновит кадровый состав экономического блока, то, боюсь, мы и этот новый шанс упустим. И тогда катастрофический сценарий развития России станет неизбежным. Нет, Россия не исчезнет с политической карты мира, но она не сохранится в своем нынешнем составе и маргинализируется.
Что ждет российско-китайские отношения в XXI веке?
То, что для России жизненно важны хорошие отношения с Китаем, серьезные аналитики не ставят под сомнение. КНР на данном историческом отрезке времени тоже заинтересована в дружественных отношениях с Россией. Проблема только в том, как нам наладить с ней взаимовыгодное сотрудничество. Нас не устраивает то, что Китай смотрит на Россию как на источник ценного для него сырья и рынок сбыта своих готовых товаров. Но мы мало что можем предложить такого, что было бы конкурентоспособным на китайском рынке, а на совместные разработки новой техники и технологий Китай не идет, считая, что вторая экономика мира и потенциально новая сверхдержава должна ориентироваться на собственные разработки.
Большинство наших китаистов, подчеркивая стоящие перед Китаем острые проблемы - с одной стороны, это "земля-вода-воздух", а с другой стороны, большой разрыв между продвинутыми и отсталыми регионами, между городом и деревней, между богатыми и бедными, - не видят причин, по которым он мог бы отвлечься от решения внутренних проблем и усилить свое присутствие на международной арене, как и для ухудшения российско-китайских отношений. Но когда в "Парламентской газете" проходила дискуссия экспертов на тему "Россия - Китай в XXI веке", то подчеркивалось, что из-за плохо продуманной политики Центра из российского Востока в постсоветские годы уехало 1,5 миллиона человек, из которых 70 процентов высокообразованные, высококвалифицированные специалисты. Районы Дальнего Востока деградируют на фоне цветущей жизни на китайской стороне границы. Указывалось на то, что Дальний Восток все больше становится ресурсной базой Китая, Японии и Южной Кореи. (Но ведь надо признать, что заброшенное либерал-реформаторами население тех краев только и выжило благодаря экономическим связям с указанными странами.) Вместо уехавшего населения приезжают в первую очередь китайцы, которые уже начинают влиять на политику местных властей.
Как говорит хорошо знающий тамошнюю ситуацию руководитель научно-исследовательского проекта "Берег России" Игорь Романов, из-за ослабления влияния государства в восточных районах "большинство людей не имеют каких-либо патриотических традиций и полностью лишены чувства ответственности за будущее российской земли на востоке страны... В ряде регионов деградирующее население морально уже готово стать частью китайского общества, о чем свидетельствуют неформальные опросы жителей Дальнего Востока". (А приезжие оттуда говорят, что если китаец женится на русской, то дети обязательно будут считаться китайцами.)
В свою очередь директор Центра конфликтологии, член-корреспондент РАН Анатолий Дмитриев, напоминая о существовавшей территориальной проблеме между двумя странами, заметил: "Нынешняя проблемная ситуация существует, поскольку за последние годы на Востоке России демографический и экономически вакуум. Соблазн его заполнить появляется и у соседнего региона, не обязательно вооруженным путем или организованной массовой миграцией, но все-таки есть такой соблазн. И не только у Китая, но и у стран, находящихся за тысячи километров от российской границы. Некоторые влиятельные политологи, Бжезинский например, призывают Китай воспользоваться представившимся шансом". И далее Дмитриев говорит, что у наших властей нет единой политики не только в отношении Китая, но и США, и Европы. С чем нельзя не согласиться.
Говорить, какую политику будет проводить Китай через 10 - 20 лет, беспредметно. О чем действительно можно и нужно говорить, так это о двух вещах. Во-первых, российские власти наконец должны развивать страну, а не имитировать развитие, выдавая рост цен на энергоносители за рост экономики. И, возможно, меньшим злом будет совместное освоение с Китаем природных ресурсов на нашем Востоке. Наивно думать, что мы можем переселить туда миллионы людей из центральных районов страны. Ведь продолжается отток населения, а не приток! И, во-вторых, самая лучшая внешняя политика для России - это многовекторная политика. То есть стремиться иметь хорошие отношения как со странами Востока, так и странами Запада, и в первую очередь с Америкой. Это и будет ответом страны на возможные ей вызовы в будущем.