http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=05160d14-8cb3-4cc2-a6b5-08fb71c041c1&print=1© 2024 Российская академия наук
В совещании приняли участие: руководитель Роснауки С.Н. Мазуренко, заместитель руководителя Роснауки М.А. Камболов, заместитель руководителя Роснауки А.В. Клименко, директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России А.В. Хлунов, руководители управлений Роснауки и руководители подведомственных организаций. Совещание открыл руководитель Роснауки С.Н. Мазуренко.
С.Н. Мазуренко отметил: "Прошло чуть больше года после того, как распоряжением Правительства Российской Федерации в ведение Роснауки была передана 51 организация. Они значительно дифференцированы по видам деятельности (фундаментальные, прикладные исследования и вспомогательные функции), по имущественному комплексу, по научно-техническому оснащению и различному финансовому состоянию. Среди них есть такие, где работает всего 10 человек, а есть где - 5 тысяч человек, например: федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Курчатовский институт"; федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей".
Это первый такой опыт. Раньше ни в ведении ГКНТ, ни в ведении Миннауки не было крупных научно-исследовательских организаций, что создавало определенные финансовые и организационные сложности в существовании науки гражданского назначения в 90-е годы".
Характеризуя решаемые сегодня Роснаукой задачи, С.Н. Мазуренко подчеркнул: "В ходе административной реформы, вы знаете, создано Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит разработка научно-технической политики государства и нормативно-правовой базы в этой области. В функции Роснауки входит реализация этой политики в научно-технической и инновационной областях. Фактически деятельность Роснауки направлена на решение нескольких крупных задач:
- организация и проведение проблемно-ориентированных поиско-прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
- формирование национальной инновационной инфраструктуры с целью создания условий для активизации инновационной деятельности;
- повышение эффективности деятельности подведомственных научно-исследовательских организаций".
Оценивая новую политику государства по отношению к развитию науки, С.Н. Мазуренко отметил: "С 2002 года мы перешли от политики поддержки научно-исследовательских коллективов, которая была необходима для сохранения научных кадров, к политике формирования инновационно-направленных исследований. Сегодня стоит задача поддерживать не научные коллективы, а - научные проекты. В связи с этим ведущим становится программно-целевое финансирование исследований.
Сегодня государственное финансирование проектов носит ярко выраженный инновационный характер и призвано как формировать среду генерации знаний, так и создавать национальную инновационную инфраструктуру. Правительство Российской Федерации уделяет серьезное внимание инновационному развитию и готово на такие проекты выделять значительные финансовые средства. Но проблема сейчас часто оказывается не в недостатке средств, а в нехватке качественных проектов, которые могут претендовать на статус инновационных. Государство готово вкладывать больше средств в инновационные проекты, чем способны реализовать существующие сегодня научно-исследовательские организации".
Особое внимание С.Н. Мазуренко уделил результатам и перспективам развития государственно-частного партнерства: "Финансовые инструменты, поддерживающие инновационную деятельность научных организаций в нашей стране, еще недостаточно развиты и государство должно показывать бизнесу пример вложения и использования финансовых средств. Показателями такого успешного государственно-частного партнерства могут служить важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты).
Всего в 2005 году в рамках ФЦНТП было запущено 65 крупных инновационных проектов, направленных на разработку и адаптацию новых поколений базовых технологий для производства широкого класса различных видов продукции; реализованы важнейшие объектно-ориентированные инновационные проекты государственного значения, обеспечивающие переход на новый уровень технологий изготовления сложнейших видов продукции. Бюджетное финансирование осуществляемых сейчас 9 ВИП-проектов составило 2,76 млрд. рублей, а доля привлеченных средств бизнеса - 3,6 млрд. рублей. Прогнозируемый суммарный ежегодный объем продаж инновационного продукта, начиная с 2006 года, составит около 5 млрд. рублей".
С докладом "О ходе выполнения ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы в 2005 году и ее реализации в 2006 году" выступил заместитель руководителя Роснауки А.В. Клименко.
С содокладами по направлениям деятельности Роснауки выступили руководители управлений, которые ответили на вопросы участников совещания.
Встречи с руководителями подведомственных организаций позволяют комплексно представить руководителям подведомственных организаций всю деятельность Роснауки и место этих организаций в осуществлении государственной политики в научно-технической и инновационной областях, осуществлять более тесное взаимодействие Агентства и подведомственных ему организаций.