http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=05374761-4485-4995-9e75-57f074f26985&print=1
© 2024 Российская академия наук

«КРОСС-ПЛАТФОРМЫ» ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ

19.09.2018

Источник: Инвестиции в России, 19.09.18 Леонид РАТКИН



В первой половине сентября в Москве был организован и проведен Московский финансовый форум (МФФ). Руководители крупных компаний и холдингов, президенты и генеральный директора, топ-менеджмент финансово-экономических и промышленно-технологических российских и иностранных предприятий и организаций приняли участие в дискуссиях о перспективах сотрудничества для реализации инновационных и инвестиционных научных проектов.

Проведенный в Москве 6-7 сентября 2018 года Министерством финансов РФ и Правительством Москвы МФФ’18 дал старт осеннему общероссийскому конференционно-выставочному сезону. Название МФФ’18 «Финансы для развития: новая платформа формирования стабильных и сбалансированных отношений» отражало не очередной тренд, а принципиально иной подход к созданию долгосрочных партнерских взаимоуважительных отношений власти и общества, представителей научной сферы и деловых кругов, ученых и бизнесменов.

Форум открылся заседанием «Налоговая реформа: завершить или остановить? Итоги настройки налоговой системы» и был посвящен внесению изменений в нормативно-правовые документы (НПД) о налогах и сборах. Необходимость поправок в законодательной базе обусловлена не перестройкой, а юстировкой существующей Налоговой системы (НС) РФ: после их вступления в силу ключевые параметры не будут изменяться в течение 6 лет! Поскольку наряду с серьезными изменениями ряд норм не подвергся корректировке, возникает необходимость устранения внутренних и внешних противоречий и устранения правовых пробелов в НПД. Главная задача при юстировке НС – поиск точки оптимума, фиксация состояния динамического равновесия между потребностями и возможностями, ожиданиями и реалиями. Идеальная НС существует только в теории, но возможен глубокий и всесторонний анализ передового отечественного и иностранного опыта с учетом российской специфики, а также попытки достигнуть равновесного состояния – т.н. «баланса фискальной и стимулирующей функций налогообложения», - об этом беседовал с гостями и участниками сессии МФФ Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной думы (ГД) Федерального Собрания (ФС) РФ, к.ю.н. А.М.Макаров. Андрей Михайлович отметил уникальность ситуации поиска равновесных решений на базе новых платформ финансово-экономической реализации инновационных и инвестиционных проектов, в частности, в сфере фундаментальной и прикладной науки.

Сессия «Перспективы российской экономики и финансовых рынков», организованная при поддержке Bloomberg, превратилась в полномасштабную панельную дискуссию, на которой рассматривались вопросы системной аналитики в сфере финансирования, макроэкономики, геополитики и международных отношений. Заседание «Инвестиции в развитие инфраструктуры: потенциал частного финансирования» было посвящено стратегическим и инфраструктурным капиталовложениям, которые являются необходимым условием для «повышения долгосрочных темпов роста российской экономики». Рост инфраструктурной нагрузки на бюджет, как и на промышленные и научно-производственные предприятия, несомненно, будет способствовать «увеличению производительности» и ускорению экономического роста. Например, инфраструктурные капиталовложения, как одна из компонентов «новых платформ» финансово-экономической реализации, минимизируют риски «по уже существующим и реализованным инвестиционным проектам» и повышают экспортный потенциал отечественной экономики. Но необходимо помнить, что в России до сих пор наблюдается отставание от стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ряда развивающихся экономик по некоторым ключевым показателям, например, устойчивость подсистем и качество инфраструктуры, а также глубина проработанности управленческих решений. Неполнота инфраструктурной оптимизации в ряде регионов наряду с неравномерностью ее развития обуславливает необходимость разработки новых кросс–платформ для финансово-экономической реализации инновационных и инвестиционных проектов. Кроме того, возник «общественный спрос» на качественно-новую методику оценки эффективности инфраструктурных капиталовложений. Участники и гости сессии обсудили современные виды и типы инфраструктурных капиталовложений (единая система классификации до сих пор не создана, что также является законодательным пробелом!), наметили основные задачи для обеспечения «инфраструктурного прорыва» и привлечения частных инвестиций в «инфраструктурное проектирование».

Заседание «Новые вызовы в социальной сфере, обеспечивающие достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года в сфере образования и культуры» предваряло начало очередного этапа общественных обсуждений мер по реализации «новых майских» указов (редакции 2018 года!) Президента РФ В.В.Путина. Рассматривалась значимость национальных образовательных и культурных проектов для ускорения финансово-экономического и промышленно-технологического развития России, формирующих базис для успешной реализации научно-образовательных инновационных и инвестиционных проектов. На сессии «Повышение производительности труда – национальный приоритет» обсуждался рост демографической нагрузки в условиях сокращения населения в трудоспособном возрасте в ближайшие 5-6 лет. В этих условиях экономический рост существенно зависит от повышения производительности труда, например, на крупных и средних предприятиях базовых отраслей экономики – не менее 5% в год. Помимо промышленной диверсификации и модернизации производственных мощностей, необходима оптимизация эффективности бизнес-процессов. Внедрение технологий «бережливого производства» на ряде предприятий в рамках приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» позволило получить уникальные результаты. На заседании обсуждалось распространение успешного опыта на другие предприятия и отрасли с «внедрением в культуру непрерывного повышения производительности труда» в масштабе страны.

На сессии «Цифровые государственные закупки» участники и гости МФФ дискутировали по проблематике формирования единого информационного пространства с обеспечением необходимого уровня защиты данных, в частности, с применением криптографических и стеганографических технологий. Поскольку не все принципы открытости и прозрачности цифровых государственных закупок отражены в существующей законодательной базе, а некоторые положения внутренне и внешне противоречивы, возникает необходимость в устранении правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах ННД, что предполагает применение электронных документов и НПД единого формата и классификации, а также единых первичных информационных источников. Министерство финансов РФ проводит системную работу «по совершенствованию механизмов осуществления закупок в целях повышения их эффективности». Поскольку с 01.01.2019 электронные закупки станут обязательными, а их возможность в НПД предусмотрена уже с 01.07.2018, то с ноября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок доступен «Каталог товаров, работ, услуг», применение которого минимизирует временные и финансовые затраты на их приобретение. Заседание «Трансформация налогового и таможенного администрирования в цифровой экономике: новые возможности и вызовы» придало позитивный импульс обсуждению на МФФ проблем и перспектив развития крупнейших компаний, связанных с формированием «цифровых производств», диджитализацией бизнеса и оптимизацией промышленных отраслевых бизнес–моделей. Экспоненциальный рост объемов хранимых данных и, соответственно, финансовых средств и на их хранение и защиту, формирует новый класс задач для налоговых, таможенных, логистических, инвестиционных и экономических институтов. Если системные и сетевые администраторы предприятий в числе основных критериев своей деятельности, в т.ч., используют оптимизацию затрат при всевозрастающем уровне защиты данных, то администраторы доходов руководствуются правилами бюджетной защиты, прописанными в НПД, При выявлении правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в НПД ими применяются прогрессивные финансово-экономические инструменты, ориентированные «на повышение эффективности взаимодействия, включая его упрощение и сокращение временных затрат на процессы администрирования». Данная тема получила развитие на сессии «Межбюджетные отношения: выбор приоритетов, где рассматривались значительные изменения в системе межбюджетных отношений за последние годы. Одним из позитивных результатов является ее кросс–платформенная реализация, что позволило перераспределить нагрузки и обеспечить сбалансированность бюджетов в регионах. Многие регионы «перегружены текущими социальными расходами и им не хватает средств на инвестиции», в т.ч., в рамках реализации Указа № 204 от 07.05.2018 Президента РФ В.В.Путина. Участники и гости МФФ рассмотрели возможности поэтапной разгрузки региональных бюджетов и перераспределения средств для направления их части на реализацию инновационных и инвестиционных проектов и задач, сформулированных в новых (2018 год) майских указах Президента РФ В.В.Путина. Особое внимание уделялось межбюджетным отношениям для оптимизации научно-образовательного и промышленно-технологического развития регионов, регулярному и равномерному стимулированию их финансово-экономического роста и производственного потенциала, управлению государственным долгом субъектов для повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры регионов, кросс–платформенной настройке разграничения полномочий между федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, расширению сфер применения механизмов межбюджетного регулирования с устранением противоречий в НПД в схеме «федеральные НПД – региональные НПД – муниципальные НПД» и формированием стимулов для инновационного экономики РФ, ее регионов и муниципалитетов. Аналогичные вопросы рассматривались на секции «Как придать новый импульс развитию малого и среднего бизнеса». Поскольку устойчивость современным «кросс–платформенным» финансово-экономическим отношениям обеспечивает малое и среднее предпринимательство (МСП), а Россия значительно «отстает от стран ОЭСР по показателям вклада» МСП «в ключевые макроэкономические показатели», то для наращивания доли МСП в ВВП до 40% к 2025 году и увеличения количества занятых до 25 миллионов человек необходимо развивать инфраструктуру поддержки МСП.

Блок отраслевых сессий предварял на МФФ пленарное заседание. Секция «Агломерации как центры экономического роста: механизмы финансирования» объединила участников и гостей в обсуждении проблематики Ускоренного развития городских агломераций, формирования необходимой концентрации трудовых, научно-образовательных, финансово-экономических и промышленно-технологических ресурсов для реализации приоритетных инновационных и инвестиционных проектов, взаимодействия отраслевых и региональных кросс–платформ для повышения уровня конкурентоспособности российской экономики на внешнем рынке на примере конкуренции экономик мегаполисов. Повышение производительности труда в России и обеспечение темпов роста выше мировых, сформулированные в числе приоритетных национальных задач в новых (2018 года) майских Указах Президента РФ В.В.Путина, фокусирует внимание на городских агломерациях как на потенциальных «точках роста». Возникает необходимость идентификации границ влияния и расчета экономического потенциала городских агломераций, уточнения методик ускоренного развития агломераций, селекции инновационных и инвестиционных проектов по набору ключевых критериев и кросс–платформенного управления городской агломерацией и реализуемыми на ее территории научными проектами. Другая секция «Регулирование цифровых финансовых активов: проблематика и решения» была посвящена формированию внутренне и внешне непротиворечивого и терминологически полного «комплексного законодательного регулирования» отрасли, управлению новым инструментом экономического оборота – цифровыми финансовыми активами. В сессии принял участие Президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна, д.т.н. Ю.И.Припачкин. Юрий Игоревич отметил необходимость формирования устойчивой законодательной базы как надежной правовой основы и устойчивого фундамента «для внедрения инновационных финансовых технологий и одновременной минимизации как системных, так и клиентских рисков». На секции «Централизация бухгалтерского учета в секторе государственного управления» рассматривались вопросы повышения «качества государственного управления», централизации бухгалтерского учета по Российским стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), обеспечению «эффективного управления государственными финансами и оптимизации функционирования финансово-бюджетной сферы». Участники и гости МФФ обсудили различные модели централизации бухгалтерского учета с точки зрения различных критериев эффективности, преимущества «органам исполнительной власти от передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета» и «перспективы правового регулирования централизации бухучета».

Главным событием МФФ’18 стала пленарная сессия «От макроэкономической стабилизации к национальным проектам. Какая финансово-экономическая политика обеспечит прорыв?» с участием Главного исполнительного директора Всемирного банка Кристалины Георгиевой, Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ А.Г.Силуанова, Министра экономического развития РФ М.С.Орешкина, Председателя Счетной Палаты РФ А.Л.Кудрина, Президента – Председателя Правления Банка ВТБ (ПАО) А.Л.Костина. В приветствии Дмитрия Анатольевича гостям и участникам МФФ’18 отмечалось, что одна из важнейших задач, решение которой предстоит российскому Правительству – формирование предпосылок и обеспечение качественного роста в социально-экономическом развитии на базе выстроенного фундамента макроэкономической стабильности. В выступлениях Антона Германовича, Максима Станиславовича, Алексея Леонидовича и Андрея Леонидовича обсуждались вопросы «выхода российской экономики на темпы роста, опережающие среднемировые», значимости «национальных проектов в решении задач социально-экономического развития», «усиления инвестиционной активности» и меры «для поддержки экспорта, малого предпринимательства, решения других задач».

В рамках МФФ’18 состоялась встреча участников и гостей форума с Первым заместителем Председателя Правительства РФ – Министром финансов РФ А.Г.Силуановым и мэром Москвы С.С.Собяниным. На сессии «Механизмы реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом национальных целей и стратегических задач развития» обсуждалось «решение комплексной задачи повышения качества жизни населения вне зависимости от места проживания, являющейся одним из приоритетов Стратегии пространственного развития Российской Федерации», сформулированной в качестве одной из приоритетных целей, указанных в новых (2018 года) майских Указах Президента РФ В.В.Путина. Согласно тексту НПД, для ее реализации, в частности, необходимо обеспечение «устойчивого экономического роста», региональное и отраслевое поступательное развитие, снятие «инфраструктурных ограничений», содействие «реализации конкурентных преимуществ субъектов» РФ, повышение «мобильности населения». Также важны такие ключевые факторы, как доступность современных соцуслуг (образование, здравоохранение и т.д.), так и постоянный рост уровня благосостояния населения и «качества среды проживания». Для обеспечения дифференцированного подхода «к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития различных типов территорий с учетом особенностей систем расселения», повышения уровня «транспортной доступности», оптимизации грузопассажирских перевозок и логистического трафика, «динамики развития экономики» с учетом отраслевых и региональных «факторов пространственного развития» необходима постоянная корректировка текущей инвестиционной политики, согласованной с приоритетами пространственного развития. Для «реализации комплексного плана развития магистральной инфраструктуры» могут быть использованы новые финансовые механизмы стимулирования капиталовложений и развития государственно-частного партнерства (ГЧП), например, отраслевые и региональные пространственные фильтры «для повышения эффективности государственных и частных инвестиций». Участникам и гостям сессии особо запомнилось выступление заместителя Председателя – члена Правления Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) А.Н.Клепача. Андрей Николаевич, в частности, рассмотрел перспективы функционирования особых режимов предпринимательской деятельности.

Заседание «Фискальные инициативы: адаптация нефтегазовой отрасли к работе в новых условиях» было посвящено завершению нефтегазового налогового маневра, предусматривающего «равномерное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты», с равнозначным повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), «введением отрицательного акциза на нефть для балансировки интересов бюджета, нефтяной отрасли и потребителей внутреннего рынка». Проблема НДПИ не нова, но участники сессии отметили, что «одновременно с законодательством об отмене экспортных пошлин был принят закон, устанавливающий основные параметры пилотного проекта по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Поскольку «целью всех этих изменений является создание стабильных и транспарентных условий (механизмов) для повышения эффективности работы нефтегазовой отрасли», были проанализированы основные принятые меры и представлены прогнозы по стабильности налогового режима для региональных и отраслевых бюджетов. Участники и гости заседания обсудили «завершение налогового маневра и переход к рентному налогообложению», доходность основных статей бюджета, экономическую эффективность принимаемых мер, «переход к единому топливному рынку» Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стабильность энергорынка ЕАЭС, «влияние завершения налогового маневра на модернизацию» отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), «обеспечение внутреннего рынка качественным топливом», «возможности по стабилизации цен на внутреннем рынке и улучшения экономики продаж моторного топлива в России», а также широкий спектр мероприятий по увеличению капиталовложений в разведку и добычу (в т.ч., вычеты расходов на геологоразведочные работы с повышающим коэффициентом из базы по налогу на прибыль, применение up-lift при бурении новых скважин в Западной Сибири, внедрение новых технологий).

Также в рамках МФФ состоялись пленарные и секционные заседания «Новые горизонты развития практик инициативного бюджетирования в России и мире», «Новые вызовы в социальной сфере, обеспечивающие достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года в сфере демографии и здравоохранения», «Управление государственным долгом и развитие национального рынка капитала», «Финансовый контроль и аудит как основа повышения качества управления общественными финансами», «Международное налогообложение в период внешних ограничений и глобального информационного обмена: принуждение к деофшоризации», «Повышение страховой культуры и честное страхование: как обеспечить доверие страхователей, повысить доступность и качество страховых услуг», «Доступные и качественные услуги в социальной сфере: роль государства и частного сектора», «Проектный подход в государственном управлении: опыт, проблематика и перспективы», «Роль молодых профессионалов в обновлении государственных институтов», «Участие граждан как ресурс развития: российский и международный опыт инициативного бюджетирования», «Роль государства в поддержке и регулировании участия граждан в вопросах развития общественной инфраструктуры», «Модели и инструменты взаимодействия с гражданами в практиках инициативного бюджетирования», «Стратегия повышения финансовой грамотности».

Выводы и рекомендации:

1. Современная финансово-экономическая реализация стратегических инвестпрограмм, как и промышленно-технологическое развитие регионов, обеспечивающих выпуск продукции по приоритетным инновационным и инвестиционным проектам, является кросс–платформенной. Не одна платформа, а система взаимоувязанных и согласованных платформ обеспечивают стабильное поступательное развитие российской экономики в условиях волатильности ряда национальных валют и «турбулентности» региональных рынков. Взаимоувязанность и согласованность кросс–платформенных связей обеспечивается, в т.ч., устранением правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД федерального, регионального и муниципального уровней.

2. Осенью 2019 года в Москве планируется проведение Четвертого МФФ, на котором предполагается обсудить, в частности, перспективы развития мировых финансовых рынков. Предлагаю в рамках МФФ’19 провести ряд научных сессий, посвященных финансовым аспектам реализации инновационных и инвестиционных научных проектов, выполняемых в академических институтах совместно с предприятиями различных отраслей, в частности, ОПК, АПК и медицинского высокотехнологичного кластера. Также возможна организация секций, на которых могут быть рассмотрены новые проекты сотрудничества ОЭСР, новые законодательные механизмы стимулирования в Дальневосточном федеральном округе МСП, примеры успешной региональной кооперации ГЧП (например, по реконструкции и модернизации НПЗ), предварительные итоги повышения ставки НДПИ, международные финансово-экономические проекты ЕАЭС. В качестве спикеров сессий с условными авторскими названиями «Финансирование ОПК», «Финансовые аспекты реализации инвестиционных проектов в АПК», «Высокотехнологичная медицина и инновации: как оценить эффективность капиталовложений?» целесообразно пригласить представителей РАН – академиков РАН, членов-корреспондентов РАН и профессоров РАН.