http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=057fc06e-ec7c-4805-973e-e4f6ea9903d8&print=1
© 2024 Российская академия наук

Антон ЯНОВСКИЙ: «В нынешнем виде закон о передаче технологий декларативен, никому не нужен и работать не будет»

08.05.2008

Источник: STRF.ru, Михаил Найдён



Если законопроект «О передаче технологий» примут в редакции Министерства науки, закон будет не более чем декларацией. Предусмотренные в нём процедуры только создадут дополнительные трудности. Избыточная регламентация передачи технологий, постановка неких рамок — концептуально неправильный подход.

Яновский Антон Эдуардович, директор НП «Территориальное развитие и инновационная экономика», член правления НП «Российская сеть трансфера технологий»

Существуют ли в мировой практике законы, аналогичные законопроекту «О передаче технологий»?

— В развитых странах права собственности на результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за разработчиками на основании законов прямого действия, во всяком случае так в США, где, как известно, эта сфера регулируется актом Бэя—Доула. Дополнительных процедур, насколько я знаю, нет.

Вы считаете, закон (в том виде, в каком он внесён в Думу) не принесёт никакой пользы?

— Не уверен, что избыточная регламентация передачи технологий, постановка неких рамок — концептуально правильный подход. Предлагаемый законопроект носит декларативный характер, как и другой — об инновационной деятельности. О последнем уже 15 лет говорят: «Давайте его примем», а суть его в чём? В том, что инновационная деятельность — это хорошо. То же и здесь. Передача технологий — это хорошо. И всё. А нормальные механизмы реализации данного закона, на мой взгляд, не появятся. Описываемые в нём процедуры могут оказаться настолько сложными, что лишь создадут дополнительные трудности.

Какие, например?

— Допустим, предприниматель узнаёт о некой разработке некоего института, которую хотел бы внедрить, а институт готов её передать. Что дальше? Институт проводит конкурс или аукцион. Желание разработчиков закона понятно — сделать механизм передачи технологий более прозрачным. Все должны знать: проводится конкурс, предоставляется такая-то технология. А если на аукцион придёт зарубежное предприятие, которое захочет эту технологию купить только с одной целью — положить под сукно, чтобы конкуренты не смогли ею воспользоваться? Получается, необходимо прописывать подобные случаи отдельно, ещё и ещё усложнять процедуры? Предусмотреть всё невозможно. Это тупиковый путь.

Как следует из законопроекта, стоимость инновационной разработки должны определять привлечённые оценщики. Насколько это правильно?

— Это в принципе неправильно. Во-первых, если попытаться оценивать разработку с точки зрения затрат на её получение, то, скорее всего, набегут гигантские суммы с учётом всех накладных расходов наших научных организаций и прочего.

Во-вторых, можно оценивать с точки зрения рынка. Допустим, наш предприниматель производит ноутбуки. И есть новая технология, по которой их можно делать вдвое тоньше. Как бизнесмен, он всегда оценит, какой дополнительный доход получит, используя инновационную технологию как конкурентное преимущество, а значит, поймёт, сколько сможет за неё заплатить. Но тут придёт независимый оценщик и скажет: «Извините, такая технология приживётся во всём мире, её будут оценивать в миллиарды долларов. А сейчас она стоит минимум в 10 раз дороже, чем вы предлагаете». При подобном подходе бизнесмен никогда не купит технологию.