http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=05f3d483-eb5f-449f-a1c2-cf30dc98c196&print=1
© 2024 Российская академия наук

Полюса конкурентоспособности для науки

11.10.2006

Источник: Независимая газета



Дмитрий Александрович Рубвальтер - директор Центра исследований и статистики науки Минобразования

В настоящее время в развитых странах проходит серия модернизаций сферы исследований и разработок. Особенно активно в этом направлении действуют страны ЕС, пытающиеся ликвидировать сложившееся технологическое отставание от США. Например, во Франции уже приняты основополагающие документы реформы науки: "Пакт об исследованиях" и "Закон о программе для исследований". Оба эти документа одобрены двумя палатами французского парламента, подписаны президентом республики и опубликованы 19 апреля 2006 г.

На мой взгляд, реформа науки во Франции представляет интерес и для России. Во-первых, это связано с существенным сходством научных систем: значительной роли государства и государственного сектора, существования французского аналога РАН - Национального центра научных исследований (правда, без академиков и членов-корреспондентов); во-вторых, в силу многих общих черт в организации науки: даже министерства и агентства имеют схожие названия. Реализация французской реформы, при сохранении внимания к фундаментальным исследованиям, ориентирована на развитие промышленного сектора исследований, где планируется создать до 2010 г. 50 тыс. рабочих мест.

В настоящее время французская наука насчитывает в эквиваленте полной занятости примерно 130 тыс. исследователей, из них более 70 тыс. (около 55%) трудятся в частном секторе. Доля персонала академического сектора составляет примерно 28%, 16% - исследовательский персонал государственных прикладных исследовательских лабораторий и около процента персонал военных лабораторий. Планируется, что увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП к 2010 году увеличится с нынешних 2,2% до 3%, в соответствии с рекомендациями Евросоюза.

При этом организационная структура государственного (общественного) сектора весьма разнообразна и представляет собой сложную комбинацию различных типов организаций: университеты, высшие школы, лаборатории, фонды и т.д. В частности, подавляющее большинство сотрудников крупнейшего научного центра Франции - CNRS (26 550 исследователей) трудятся в совместных с университетами лабораториях. Интересно, что исследовательский персонал государственного гражданского сектора по отраслям наук распределяется следующим образом: почти 30% составляют биологи, медики и экологи, по 20% - гуманитарии и инженеры, далее физики - около 10% и химики - около 8%.

Остановимся подробнее на наиболее принципиальных и интересных с нашей точки зрения моментах реформы французской науки.

При президенте Французской Республики создается Высокий совет по науке и технологиям (HCST), состоящий из ученых мирового уровня и имеющий статус консультативного. В то же время право принимать решения в этой области возложены на Межминистерский комитет научных и технологических исследований (СIRST) под председательством премьер-министра.

В составе Министерства образования, Высшей школы и исследований создается должность министра-делегата по вопросам исследований, который возглавляет секретариат межминистерского комитета, отвечает за подготовку материалов и проводит решения комитета в жизнь. Он также руководит деятельностью государственных финансовых операторов исследований.

Финансирование науки во Франции осуществляется по двум каналам: базовое - через Министерство образования , Высшей школы и исследований, конкурсное - через созданные Агентство исследований по приоритетным направлениям (ANR) и Агентство по промышленным инновациям (ALL). К ним примыкает Агентство Osйo-Anvar, призванное поддерживать инновационные проекты для малых и средних предприятий.

В интересах повышения конкурентоспособности французской промышленности была настоятельно рекомендована и реализована новая стратегия промышленного развития, ключевым моментом которой выбраны так называемые полюсы конкурентоспособности. Эта политика сопровождается развитием коммуникационных инфраструктур, к примеру, высокоскоростного интернета, необходимого для эффективного функционирования полюсов.

В результате трехэтапного тендера 12 июля 2005 г. на заседании Межведомственного комитета по обустройству и развитию территорий (CIADT) было отобрано 67 проектов, которым будет присвоен статус "Полюса конкурентоспособности". Шесть проектов уже сейчас имеют международное значение, они будут обрабатываться отдельно, им будет предоставлен больший объем финансирования. Из шести полюсов международного значения два представляют здравоохранение (вирусология, инфекционные и раковые заболевания), один - самолетостроение, два - информационные и один - нанотехнологии ... В 2006 году должны быть созданы 3000 рабочих мест для исследователей - прежде всего для шести полюсов международного уровня.

Согласно закону о бюджете за 2005 год, полюсам конкурентоспособности будут предоставлены дотации, льготы по освобождению от налогообложения на прибыль (100% в течение первых трех лет и 50% в последующие два года), а также льготы при выплате отчислений во внебюджетные фонды (50% для предприятий малого и среднего бизнеса и 25% для всех остальных). На трехлетний период начиная с 2005 года на финансирование и реализацию новой промышленной стратегии государством планируется выделить 1,5 миллиарда евро.

Серьезно расширяются права научных организаций и университетов в распределении бюджетных средств внутри учреждения в рамках четырехлетних контрактов между государством и университетам, где должны быть четко оговорены обязательства сторон. При этом в рамках общих ассигнований на базе научного проекта научное учреждение самостоятельно определяет схему распределения этих ассигнований.

Облегчается также ряд административных процедур, с тем чтобы ученые имели больше возможностей посвятить себя исследовательской деятельности. Например, закупки для научных и учебных учреждений исключаются из действия кодекса законов о государственных закупках (рынках). Следовательно, отпадает необходимость проведения конкурсов по каждому прибору, подаче объявлений и т.д.

Отметим, что этот подход разительно отличается от политики российского Минфина, стремящегося фактически запретить предпринимательскую деятельность для научных учреждений, получающих бюджетное финансирование, ликвидировать многоканальную систему финансирования, предусмотренную российским же Законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Наряду со значительным расширением самостоятельности в деятельности исследовательских организаций и исследователей французский закон о программе для исследований предусматривает усиление работы в области оценки исследований и научных проектов. Для этого создается специальное агентство.

Безусловно, только время покажет, удались ли задуманные проекты, однако мониторинг французской реформы будет полезен и для России с целью сверки курса по пути к обществу знаний.