http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=060fbed1-e2f7-48b3-a3b0-db3f5d1dc788&print=1© 2024 Российская академия наук
«Понятие «молодежная вакансия» следует воспринимать с юмором», — заметил директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН академик Михаил Иванович Эпов, выделив, тем не менее, двух младших коллег, избранных членами-корреспондентами. Директор иркутского Института земной коры СО РАН Дмитрий Петрович Гладкочуб — специалист в области геологии Евразии с хорошими наукометрическими показателями, «у него большие перспективы и на научном, и на организационном поприще». Заведующий лабораторией ИНГГ Иван Юрьевич Кулаков — «международно известный ученый, формирующий новую научную школу из талантливых молодых людей». «Скамейка достойных претендентов была очень длинная, — акцентировал Михаил Эпов. — С Кулаковым конкурировало еще пятеро профессоров РАН, но первым становится только один».
На тему конкуренции высказался и директор Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН Сергей Владимирович Алексеенко, избранный академиком. «То, что появились «молодежные вакансии» — это здорово, но на них претендовало не так много кандидатов». Учёный предложил повысить возрастной ценз для членов-корреспондентов до 55 лет и избегать парадоксальных ситуаций, «…когда ученики проходят в Академию, а их наставники нет». Говоря о выборах иностранных членов РАН, академик А. Асеев указал, что когорта из 62 выдающихся ученых, включая семерых лауреатов Нобелевской премии — это показатель международного авторитета РАН, которая «…во всем мире признана одной из лучших научных организаций». «Наша Академия — это особая среда, в которой наука стоит на первом месте»,— подчеркнул глава Сибирского отделения.
Академик А. Асеев акцентировал, что выборы в РАН прошли на исходе третьего года ее реформирования, которое «…не привело к быстрому развитию, а в некоторых направлениях ситуация заметно ухудшилась, и ухудшения стали принимать необратимый характер». Руководитель Сибирского отделения сослался на дискуссию, состоявшуюся в ходе Общего собрания РАН, основные итоги которой отражены в резолюции научного форума. В частности, речь идет о требовании вернуть учредительство Академии наук в отношении региональных научных центров и о приостановке реструктуризации входящих в них институтов. Александр Асеев подчеркнул, что все ресурсы академических учреждений относятся к федеральной собственности, но «…в ситуации, когда интересами науки пренебрегают, можно ожидать всего». «Реструктуризация дошла до абсурда, — сказал председатель СО РАН. — В Екатеринбурге хотят объединить сразу 20 институтов, похожая ситуация складывается в Якутске, хотя работы в Арктике являются стратегическими для России». «Группы влиятельных лиц заинтересованы не только в имуществе, но и в ликвидации для Академии наук многолетней монополии на науку»,— считает академик А.Л. Асеев.
Коснулся глава Сибирского отделения РАН и обострившейся ситуации с руководством технопарка новосибирского Академгородка (Академпарка). Академик напомнил, что распорядителем имущества здесь является правительство Новосибирской области, которое внесло в качестве пая «великолепные здания» и вправе принимать те или иные кадровые решения: «Задача технопарка — выращивание наукоемкого бизнеса и его распространение. Когда фирма выросла, стала производящей, она должна уйти из технопарка». При этом Александр Асеев подчеркнул, что технопарк признан лучшим в России: «Это является свидетельством того, что он вырос на благодатной почве… Здесь, в Академгородке, появляются и будут появляться разработки, конкурентоспособные на мировом уровне. Большинство сотрудников фирм-резидентов — выпускники НГУ, которые в своей работе используют результаты институтов Сибирского отделения».