В закон "О науке и государственной научно-технической политике" внесены существенные изменения ("РГ", 26.07.2011).
Прямо скажем, это долгожданный и даже многострадальный документ. Как образно выразился один из его разработчиков, сдвинут камень, который лежал под ногами инноваторов почти 20 лет. Несколько раз депутаты намеревались принять закон об инновациях, ввести многие понятия, касающиеся этого вида деятельности, но все попытки по самым разным причинам заканчивались неудачей.
Не случайно энтузиасты инновационной деятельности утверждали, что она у нас ведется не благодаря, а вопреки. Слишком много барьеров, и нет стимулов. И прежде всего ссылались на проблемы с контролирующими органами, которые постоянно требовали: дайте четкие определения. Они опасались, что при размытых понятиях, произвольных их толкованиях под инноваторов будут маскироваться различные фирмы, не имеющие к ним никакого отношения. Но претендующие на государственную поддержку.
И вот свершилось. Закон ввел целый "букет" терминов и расставил все точки над "i". Теперь четко определено, что такое инновации, инновационный проект, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность. В частности, последняя включает научную, технологическую, коммерческую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность, направленную на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
- Важно, что теперь научная деятельность введена в инновационную, - говорит Вячеслав Фетисов, помощник председателя думского Комитета по науке и наукоемким технологиям академика РАН Валерия Черешнева. - Значит, научная организация может с полным правом считаться субъектом инновационной деятельности и претендовать на все меры государственной поддержки. А она довольно обширна. Это, в частности, льготы по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, поддержка образовательных услуг, экспорта, формирования спроса на инновации, финансовое обеспечение, включая субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставной капитал.
Целый блок в законе отведен системе оценки эффективности расходования бюджетных средств. По словам Фетисова, эта методика многое позаимствовала у той, которая давно и успешно работает в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Контроль за выделенными средствами будет жестким, но в то же время закон учитывает специфику инновационного бизнеса, его неопределенность и высокий риск, возможность потери средств, вложенных в инновационный проект.
Кроме того, в Закон "О науке и государственной научно-технической политике" внесены изменения, касающиеся научных фондов. По словам главы Российского фонда фундаментальных исследований академика Владислава Панченко, крайне важно, что теперь фонды обрели юридическую категорию, а их руководство назначается правительством РФ. Впервые сказано, что фонды могут выдавать гранты не только юридическим, но и физическим лицам. Закон дает возможность долевого участия фонда в международных и межотраслевых научно-технических программах.