http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=06b93435-a005-460d-8531-6b2fceed3920&print=1
© 2024 Российская академия наук

Средства из российского Фонда будущих поколений нужно инвестировать за границу, – мнение эксперта

31.01.2008

Источник: Новый Регион, Денис Фрунзе

Со своей точкой зрения на решение этой задачей выступил вице-президент Российской академии наук, академик Александр Некипелов.

В пятницу, 1 февраля, произойдет событие, о необходимости которого так долго говорили представители самых разных политических сил: Стабилизационный фонд, регулярно пополняемый за счет сверхдоходов государства от продажи сырьевых ресурсов, будет разделен на две части – на федеральный Резервный фонд, который по-прежнему будет выполнять роль госзаначки на черный день и на Фонд будущих поколений, средства из которого пойдут на реализацию государственных социальных программ и модернизацию российской промышленности и экономики.

Стоит отметить, что части, на которые будет разделен Стабфонд, не равны. В Резервном фонде останется чуть более трех триллионов рублей. На долю Фонда будущих поколений придется значительно меньше – порядка 667 миллиардов рублей.

Теперь, когда принципиальное решение уже принято, ведущие российские эксперты в области экономики, политические деятели и представители правительства вступили в дискуссию на тему как наиболее эффективно использовать средства из ФБП. Со своей точкой зрения на решение этой задачей выступил вице-президент Российской академии наук, академик Александр Некипелов.

По его мнению, средства из ФБП следует инвестировать на внешних рынках, так как размещение их в рублевой массе в России приведет к всплеску инфляции и будет иметь негативные последствия для макроэкономических показателей страны.

«То, что замораживать деньги в Стабфонде неэффективно, было понятно уже давно, – заявил Александр Некипелов сегодня на пресс-конференции, посвященной разделению Стабфонда. – Только упущенная выгода ежегодно составляла порядка 4-5 миллиардов долларов. При этом позиция правительства по вопросу использования средств из Стабфонда постоянно менялась. Сначала они говорили, что трогать его ни в коем случае нельзя, кроме пресловутого часа «Ч», когда цены на энергоносители упадут ниже базовых показателей. Затем некоторый сдвиг в их сознании произошел, и правительство стало тратить валютные резервы на погашение валютной задолженности России. При этом никаких ужасных последствий для российской экономики от этого шага не последовало. Затем средства Стабфонда перевели в валюту – доллары, евро, фунты стерлингов в процентном соотношении 45 – 45 – 10. И вот – мы стоим на пороге самого существенного сдвига, который произойдет уже завтра».

По мнению Некипелова, наличие подобного резерва – невероятная удача для нашей страны, которой надо воспользоваться. «Я не понимаю тех людей, которые говорят, что нельзя выстраивать экономическую политику, опираясь на средства, которые нам, как выражаются англичане, «ветром надуло», – считает Некипелов. – Это неправильная позиция. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что подобное положение вещей будет всегда, но уж если мы нашли на улице бесхозный кошелек, надо этими средствами распорядится с умом».

Вице-президент РАН считает, что перевод средств из ФБП в рублевую массу, был бы ошибкой. «Есть опасения, что созданный Фонд планирует расходовать средства, инвестируя в рублях на внутрироссийском рынке. Я уверен, что наиболее разумным решением было бы использование этих средств для инвестиций за рубежом. Если эти средства размещать на внутреннем рынке, это будет означать дополнительную эмиссию рубля, что приведет к росту инфляции».

Александр Некипелов выступил с идеей создания на основе средств из ФБП государственной структуры, которая выдавала бы долгосрочные кредиты под импорт иностранного оборудования и технологий, что, по его мнению, позволило бы существенно модернизировать российскую промышленность и экономику.

«Я еще с 2005 года на различных конференциях, в печати, выступал за то, чтобы создать структуру, которая бы выдавала долгосрочные кредиты, направленные для импорта современного оборудования и технологий. При этом данная структура действовала бы на коммерческой основе и ставки кредитования были бы сопоставимы с существующими на Западе, то есть ниже общероссийских. Речь не идет об импорте колбасы – с этим неплохо справляется и частный сектор. Кредиты бы выдавались под закупку высокотехнологичного медицинского оборудования, технологий для модернизации целых отраслей отечественной промышленности и т.д.», – отметил Некипелов.

По его словам, появление такой структуры, во-первых, способствовало бы созданию в России сегмента долгосрочного кредитования, а во-вторых, естественным образом повлияло бы на снижение кредитных ставок в стране.