http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=07dce43c-b93e-4650-aec6-3350d8d0f18c&print=1© 2024 Российская академия наук
В МГУ имени М.В.Ломоносова прошло заседание Российского совета олимпиад (РСОШ). «Существует такого рода опасность, что к олимпиадам начинают готовиться так же, как и к ЕГЭ. Это большой риск для нашей деятельности. Мы бы предложили ввести порядок для победителя олимпиад с 2013 года, чтобы он участвовал в этом движении как минимум два года, а с 2014 года – три года», – заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Сначала немного статистики. На 2012 год из 366 заявок организаторов предметных олимпиад были отклонены 162 заявки. Больше всего заявок на проведение поступило из Центрального федерального округа. Само количество олимпиад с 2008 года уменьшилось со 120 до 78 в 2011 году. Самое большое число участников собирают физика, математика, обществознание и история.
В основном олимпиады школьников, проводимые Российским советом олимпиад, ограничиваются тем перечнем предметов, который предусмотрен школьной программой. «Нам нужен более широкий круг предметов, чем школьные, – заявил на собрании РСОШ ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Олимпиады не должны только дополнять ЕГЭ и идти по тем предметам, которые существуют в школе. Это не стимулирует тех школьников, которые интересуются предметами вне школьных программ. И ставит в совершенно неравноправное положение инженерные, медицинские, аграрные вузы». Еще одной проблемой олимпиадного движения Ярослав Кузьминов назвал отношение к ним в обществе как к средству поступления в вуз.
Впрочем, эту точку зрения не разделяют в МГУ. Вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов считает, что не надо так уж бояться того, что олимпиады – средство достижения такой цели, как поступление в университет. Отрицая это, можно и до полного абсурда дойти.
В качестве важнейшего итога прошедшего учебного года ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий назвал формирование в различных субъектах Федерации мощных олимпиадных центров. «Хаотичность олимпиадного движения уходит в прошлое, система становится более сбалансированной и отстроенной», – порадовал присутствующих ректор Садовничий.
Развитие региональных площадок должно помочь изменить академическую мобильность будущих студентов. Уже сегодня значительное число дипломантов ориентировано на региональные вузы. Растет число олимпиадников из стран СНГ. По мнению Садовничего, интеллектуальные соревнования становятся частью системы согласования образовательных процессов с планами развития территорий и кадрового обеспечения отраслей.
Ярослав Кузьминов предложил в качестве усовершенствования олимпиад увеличить количество творческих региональных заданий. И ввести интернет-формат соревнований, что даст возможность расширить круг задействованных регионов и их участников. Кроме того, ректоры намерены продолжить практику обезличивания данных проверяемых. Это должно успокоить общественность и усилить момент объективности оценок.
Министерству образования и науки РФ предлагают продумать вопрос материального стимулирования учителей, готовящих своих подопечных к соревнованиям. Буквально до последнего времени все держится исключительно на учительском энтузиазме, и долго на нем выезжать все равно не получится.
Основным же критерием оценки олимпиад можно сделать численность успешно обучающихся студентов, принятых в вузы по их результатам, предложил Ярослав Кузьминов. Тогда в вузах будет более четкое представление о том, какие олимпиады какого уровня и чего заслуживают. «У нас есть олимпиады с очень большим количеством участников, в которых гораздо меньше успешно обучающихся студентов», – вспомнил ректор.
В 2010 году большим разочарованием приемной кампании оказались молодые люди, имеющие всего 35 баллов по математике и числящиеся призерами по физике. Такие случаи широко обсуждались в Интернете и являлись серьезным аргументом против системы олимпиад. Чтобы это не повторилось в будущем, вузам предлагают поразмыслить над установлением минимального среднего балла ЕГЭ для олимпиадника по остальным предметам, кроме профильного. Тот, разумеется, устанавливается автоматически в 100 баллов.