БИТВА ЗА РАН
26.09.2013
Источник: Русский репортер,
Григорий Тарасевич, Алексей Торгашев
РЕФОРМА АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
На минувшей неделе Госдума приняла в третьем чтении «Закон об Академии наук». Чтобы понять, как происходила реформа РАН, мы решили использовать военную метафору. Тем более что накал страстей соответствовал скорее атмосфере войны, а не реформы
Причины войны
Конфликт между РАН и Министерством образования и науки существовал давно. Министерство хотело контролировать всю науку, а Академия настаивала на своей независимости.
Нападение. Начало войны
К 2013 году конфликт находился в холодной фазе, боевые действия практически не велись. Появление 28 июня проекта закона «О РАН» было воспринято как вероломное нападение. План вторжения подразумевал полное подчинение академической территории силам противника из Минобрнауки. Управлять захваченными землями и зданиями должен был глава Агентства научных институтов — что-то вроде генерал-губернатора.
Силы сторон
Правительство
Основные силы: армия чиновников, численность и имена которых так и остались неизвестны.
Командующие: вице-премьер Ольга Голодец, министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Союзники: «Единая Россия», ЛДПР, частично «Справедливая Россия», телевидение, немногочисленные зарубежные и российские ученые-коллаборационисты, часть вузовского руководства. Во время уличных акций протеста привлекались силы полиции и ОМОНа.
Вооружение: лоббизм, доступ к высшему руководству страны и центральным телеканалам.
РАН
Основные силы: подавляющее большинство сотрудников институтов РАН — около 100 тыс. человек.
Командующие: президент РАН Владимир Фортов (регулярные части, склонные к отступлению), академики Валерий Рубаков, Владимир Захаров и другие (более решительные силы сопротивления).
Союзники: представители независимого научного сообщества, отдельные активисты из среды учителей, вузовских преподавателей и студентов, ряд иностранных ученых, пресса, фракция КПРФ, часть «Справедливой России», оппозиционеры типа Навального.
Вооружение: в начале войны инструменты воздействия РАН на общественное мнение были довольно устаревшими — резолюции, постановления, использование заезженной риторики. Это выглядело как противостояние польской конницы немецким танкам в 1939 году. По мере развития конфликта осваивались новые тактические средства: уличные акции, социальные сети, протестная символика, привлечение прессы, выброс компромата.
Основные события
Мобилизация сил. РАН довольно быстро удалось активизировать как академиков и членкоров, так и рядовых научных сотрудников. Буквально через несколько дней те, кто еще недавно спорил до хрипоты, стали союзниками.
Сибирское восстание. Одним из первых высказало свой протест против реформы Сибирское отделение РАН. Оно потребовало не только отзыва законопроекта, но и отставки Дмитрия Ливанова и Ольги Голодец. Военные действия перенеслись на территорию противника (вспоминается советская бомбардировка Берлина в 1941 году, которая не носила военного смысла, но имела символическое значение).
Восстание 1 июля. Несколько ученых заявили, что не подчинятся оккупантам и не вступят в новую Академию. Среди инициаторов этого письма академики Владимир Захаров и Валерий Рубаков — одни из самых цитируемых в мире отечественных ученых. К заявлению присоединились многие другие академики и членкоры. Так появился «Клуб 1 июля» (традиция называть организацию по дате ключевого события была популярна у партизан — например, революцию на Кубе делало «Движение 26 июля»).
Мирные переговоры. 3 июля президент РАН Владимир Фортов встретился с президентом России Владимиром Путиным. На встрече удалось достичь относительного компромисса. Путин отверг идею не рассматривать законопроект, но при этом заявил, что реформа Академии должна идти «аккуратно, без рывков, эволюционным путем». Кроме того, он предложил Фортову совместить должность главы РАН и руководителя Агентства по управлению имуществом Академии.
Первая думская битва. 3 июля законопроект «О реформе РАН» был рассмотрен Госдумой и принят в первом чтении, 5 июля — во втором. В него было внесено довольно много поправок, предложенных учеными. Однако полностью независимость РАН отстоять не удалось.
Телевизионно-прокурорская атака. В августе на телеканале Рен ТВ вышел фильм «Диагностика РАН», снятый в духе «Анатомии протеста». Основной пафос: руководство Академии наук ворует, живет в роскошных квартирах и пренебрегает интересами простых ученых. Одновременно с выходом фильма началась прокурорская проверка хозяйственной деятельности Академии.
Народное ополчение. 29–30 августа в Москве прошла конференция научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук». Несмотря на зубодробительное название, мероприятие получилось массовым и эффективным. Ученым удалось продолжить мобилизацию своих сил.
Диссертационный удар. Накануне очередного рассмотрения проекта закона в Госдуме Общество научных работников опубликовало список депутатов, в чьих диссертациях обнаружено обилие плагиата.
Осада Госдумы. 17 и 18 сентября, когда в Госдуме рассматривался закон, у ее стен состоялось нечто вроде несанкционированного митинга ученых. Несколько сотен человек — от именитых академиков до студентов — были оттеснены от входа в Думу силами полиции.
Вторая думская битва. 18 сентября закон о РАН был принят в третьем чтении.
Потери сторон
Правительство: главные потери имиджевые. У Дмитрия Ливанова было немало сторонников даже среди оппозиционно настроенных ученых. Атака на РАН разрушила образ разумного реформатора. Вообще власть получила множество оппозиционеров среди тех, кто еще полгода назад был полностью аполитичным.
РАН: главные потери управленческие. Независимость Академии утрачена, хотя и не в тех масштабах, как планировалось противником. В дальнейшем весьма вероятна эмиграция некоторых ученых, а также увольнение неугодных руководителей институтов.
Итоги войны
В целом правительство победило ученых. Согласно новому закону, создается специальный орган, который будет контролировать имущество и финансы научных институтов. РАН сливается с Академией медицинских наук и Академией сельскохозяйственных наук.
Однако часть территории удалось отстоять. Большую автономию сохранили региональные отделения РАН: Сибирское, Уральское и Дальневосточное. РАН остается бюджетной организацией, а не общественным клубом, как планировалось вначале. Сохранился и статус члена-корреспондента РАН, который пытались ликвидировать. В ходе войны даже удалось захватить некоторые территории: например, теперь вузы обязаны будут отчитываться о своей научной деятельности перед Академией.
Грядущие сражения
Можно предполагать, что военные действия не окончены, а перенесены на локальный уровень. Пока «Клуб 1 июля» не заработал в полную силу. Но, вполне вероятно, он станет чем-то вроде «Свободной Франции» Шарля де Голля во время немецкой оккупации.
Скорее всего, этой зимой случится «мониторинг эффективности научных институтов». К весне начнут сливать и расформировывать тех, кто окажется «неэффективным». Могут пройти и увольнения неугодных директоров, благо процедура назначения (выборов) руководителей института в законе описана очень мутно. Все это приведет к протестам — запал и опыт ученых никуда не делись. Тут хочется воскликнуть в духе партизанских листовок: «Мы не сдаемся! Борьба продолжается!»