УМНЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОГАТЫМ
01.09.2006
Источник: Российская газета
Сергей Капица, доктор физико-математических наук, профессор
Но его надо научить зарабатывать, считает профессор Капица
АКТОВАЯ ЛЕКЦИЯ
В СПОРАХ О ТОМ, ЧЬЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ УЖЕ ПОБЕДИЛА ИЛИ ОДЕРЖИТ ВЕРХ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ, ТОЧКА ЕЩЕ НЕ ПОСТАВЛЕНА. НО, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ИМЕННО ТУТ МЫ ЕСЛИ НЕ ВЫИГРАЛИ, ТО И НЕ ПРОИГРАЛИ СОРЕВНОВАНИЕ С ЗАПАДОМ.
ОДНАКО ЖИЗНЬ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ. И СУДЬБА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК СКОРО ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС ПЕРЕМЕСТЯТ ЕЕ ИЗ СФЕРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ В ОБЛАСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ НА ВИРТУАЛЬНОМ ПОЛЕ СВОИХ ПРИОРИТЕТОВ.
Не секрет, что в последние годы ощущается острая нехватка всесторонне образованных кадров, которые могли бы выйти на высшие позиции управления экономикой, промышленностью, образованием, наукой и обороной нашей страны. Каждый крупный исторический рубеж ставит эту задачу. Однако существующие университеты не могут ответить на стремительный вызов нашего времени в силу того, что и они были созданы в ответ на вызовы прошлых эпох.
В первое послевоенное десятилетие, когда также остро стоял вопрос о подготовке ученых и инженеров для новой техники, такими вузами стали Московский инженерно-физический и Московский физико-технический институты. В этот же ряд я поставил бы и Институт международных отношений - он стал готовить кадры для внешней политики государства, в полной мере ощутившего себя великой державой. Институты были основаны на принципе самого тесного союза науки и образования. Такой, казалось бы, самоочевидный принцип с большим трудом пробивался в тогдашней советской действительности.
Перемены, случившиеся в нашей стране за последние два десятилетия, по глубине и последствиям сопоставимы с революционной ломкой начала прошлого века. Обвальные политические реформы загнали высшую школу в условия жесточайшего экономического кризиса. Когда профессор стал получать меньше дворника, многие светлые умы вынуждены были покинуть страну. В результате резко ослабли и состарились некогда прославленные научно-педагогические коллективы. В большинстве российских вузов сейчас схожая картина - деды учат внуков.
Мы разогнали преподавателей среднего звена, осталось "старье" вроде меня, молодых кадров нет. А когда создавался Физтех, Олегу Белоцерковскому было 37 лет, автору этих строк - 35. Мне доверили кафедру физики, ему - весь институт. И был еще профессор Л.Д. Кудрявцев, выдающийся ученый, сотрудник Математического института им. Стеклова. Вся слава Физтеха принадлежит именно этому поколению. А сейчас, как ни печально, и Физтех, и МИФИ скисли, потеряли напор и растеряли заказчиков.
Да, этому есть объективные причины. Да, возник новый, негосударственный сектор высшего образования, что привело к удвоению числа студентов. Однако этот сектор ориентирован на текущие, главным образом индивидуальные потребности общества и далеко не всегда обеспечивает должное качество подготовки. При всем том за те же два десятилетия не было создано ни одного нового учебного заведения (кроме, быть может, Высшей школы экономики), которое отвечало бы стратегическим требованиям инновационного развития страны.
Убежден: используя лишь старую систему, тщетно рассчитывать на подготовку нового и востребованного поколения специалистов и управленцев, способных обеспечить конкурентоспособность российских технологий, производств, отдельных отраслей и страны в целом на мировом рынке.
А чтобы возникли зачатки новой системы, крайне важно создать условия для привлечения молодой профессуры - только она способна обеспечить воспроизводство кадров высшей квалификации для России.
Как представляется, решить обозначенную задачу помогло бы создание автономного Российского корпоративного университета, обладающего научной и методической самостоятельностью и финансовой независимостью. Эти два условия нужны исключительно для того, чтобы уже на стадии организации университета освободиться от опеки сил, не отвечающих его принципам.
Государство должно задавать тон, контролировать качество подготовки выпускников - это самое главное. Оно же призвано обеспечивать баланс интересов во взаимоотношениях с бизнесом, а вот финансирование, организация - это должно обеспечиваться исключительно бизнесом как главным заказчиком новых кадров.
Новый университет мы решили назвать "корпоративным" потому, что сама идея его базируется на заказе крупных корпораций, все в большей степени ответственных за экономическое развитие страны. Другими словами - на корпоративном взаимодействии науки, образования и деловых кругов. Такое соединение возможностей и интересов, испытанное еще в системе Физтеха, где во главу угла ставится союз передовой науки, образования и практики, хочется верить, даст требуемый результат и в новых условиях.
Саму идею Российского корпоративного университета, его концепцию мы проговаривали на экспертном сообществе среди членов Никитского клуба, где я имею честь состоять президентом. И свои предложения в сжатом виде направили в адрес руководителя одной из крупнейших в России госкорпораций. В подготовке письма участвовали ректор Международного технического университета, академик РАН Ю.А. Рыжов, профессор экономического факультета МГУ В.Л.Тамбовцев, академик РАН P.M. Энтов, профессор В. Б. Пастухов.
По нашему мнению, в таком университете должны быть отделения чистой и прикладной математики, биотехнологии и биоинформатики, физико-техническое, отделения экономики и управления, права и публичной политики, социологии и психологии. Важнейшим принципом всей работы считаем отбор студентов на условиях открытого конкурса и собеседованиях с абитуриентами.
Разумеется, особое внимание следует уделить профессорскому и преподавательскому составу - привлекать к сотрудничеству в первую очередь тех, кто связан как с наукой, так и практикой, инновационной и управленческой деятельностью. Наряду сученым советом предлагается создать совет попечительский - с участием представителей деловой и политической элиты, государственных деятелей высшего звена. Университет должен привлекать к преподаванию ученых, обогащенных опытом Запада, в том числе тех своих соотечественников, которые хотели бы вернуться на Родину.
РКУ заявлен как независимый университет. Гарантом этого должна быть политическая воля президента страны, потому ректор и основная профессура могли бы утверждаться его указом. Другая опора - социально ответственный бизнес, обеспечивающий корпоративное финансирование вуза.
Сформулировав подобные предложения, мы не тешили себя иллюзиями, что буквально назавтра получим ответ и необходимые средства для развертывания работы. Но все же надеялись, не скроем, на заинтересованный диалог. Однако ответ, который получили три месяца спустя, развеял первые ожидания. Специалистов ДЛЯ СЕБЯ, ответствовали нам из управления кадров, мы готовим в 50 высших учебных заведениях России, и это нас вполне удовлетворяет. Как будто и не было перед этим моего разговора с первым лицом этой компании и его откровенного признания: кадры высшего звена - для нас самое узкое место...
Но слово сказано, и круги от него все шире. Вот уже в Санкт-Петербурге на очередной церемонии вручения международной премии "Глобальная энергия" президент "Роснефти" С.М. Богданчиков публично заявляет, что им не хватает управленческих кадров высокой квалификации. Не без дальней выгоды для себя начал консультации с МГУ глава алюминиевого холдинга Олег Дерипаска. Еще раньше "ЮКОС" положил глаз на Российский государственный гуманитарный университет. Да только не с той стороны, на мой взгляд, зашел. Сделали Невзлина президентом РГГУ, он тут же поспешил объявить, что удваивает оклады профессуре. Все поначалу обрадовались, но только дальше ничего не произошло. Ведь дело, в конечном счете, не в деньгах, а в людях.
Сейчас стала появляться информация, что в МГУ намереваются фактически удвоить свои учебные площади. В новые корпуса собираются инвестировать до миллиарда долларов - это примерно в десять раз больше, чем ушло на Фундаментальную библиотеку. Можно было бы порадоваться за будущих студентов известного университета, если бы не одно "но" - кто будет их учить?
Говорят, что сейчас американские университеты - это место, где русские профессора учат китайских студентов. Шутки - шутками, но я серьезно сомневаюсь, что в скором времени и к нам в массовом порядке поедут доктора и магистры из западных университетов. Даже соотечественников вытащить оттуда непросто. Надо платить им 3-4 тысячи долларов, а где взять такие деньги? Сейчас все удивляются: надо же, академики будут получать по тысяче у.е.! А предложи такие деньги профессору где-нибудь в Принстоне, он только усмехнется: "Зачем, если консьерж в нашем доме получает больше..."
В заключение еще одно принципиальное, на мой взгляд, соображение: первичное образование должно быть национальным. А вот начиная с 3-4 курса, можно посылать на стажировку. Именно так, кстати, было задумано в Физтехе. Все крупные люди прошлого образовывались таким образом. А сейчас мы сплошь и рядом видим, как происходит, если хотите, трагедия: молодых людей отправляют учиться в Кембридж с первого курса, и они после этого уже не русские, потому что в чуждой для себя среде проводят критические годы.
Словом, я за то, чтобы базовое образование давать молодым людям в России, в том числе учить языкам, а потом не бояться посылать их за границу и не жалеть для этого денег. Где, спросите вы, искать поддержку, в том числе материальные средства? Одну из возможных схем мы обозначили. Предложение российскому бизнесу, что называется, на столе и отзывать его не собираемся.