http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=08babe5c-6651-4a13-891a-7f54465a7c78&print=1© 2024 Российская академия наук
Молодёжь охотно идёт в нашу лабораторию, но проблема в том, что даже самых талантливых и подающих надежды аспирантов мы не можем взять в штат — в институте нет свободных ставок. Вопрос этот требует государственного решения, потому что ни завлаб, ни директор НИИ в данном случае ничего не могут сделать. В институтах необходимо предусматривать какие-то квоты для молодых учёных.
Справка:
Ефремов Роман Гербертович, заведующий лабораторией моделирования биомолекулярных систем Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, доктор физико-математических наук, профессор Роман Ефремов: «Людям важны не только деньги, но и социальное положение, статус научного сотрудника. А этого молодым специалистам мы не можем обеспечить» Сталкиваетесь ли вы с проблемами привлечения молодых кадров?
— Нет, молодёжь к нам охотно идёт, среди них выпускники МГУ, МФТИ, МИФИ и ряда других вузов. У лаборатории хорошее реноме, сотрудники регулярно публикуются в рейтинговых зарубежных журналах, так что желающих здесь работать хватает. Ежегодно мы принимаем по три-четыре студента. В моей лаборатории молодые специалисты защищают кандидатские диссертации, становятся стипендиатами и лауреатами престижных научных конкурсов, в том числе выигрывают гранты президента Российской Федерации.
Но проблема в том, что даже самых талантливых и подающих надежды аспирантов мы не можем принять в штат — в институте нет свободных ставок. В связи с тем, что РАН осуществляет пилотный проект по совершенствованию системы оплаты труда академических работников, предусматривающий их сокращение, наши молодые учёные фактически не имеют постоянного места работы.
Сейчас у меня работает шесть аспирантов, столько же студентов и четверо молодых специалистов. С ними заключены трудовые соглашения, то есть они выполняют проекты по грантам. Пока есть грант — у них есть зарплата. Однако людям важны не только деньги, но и социальное положение, статус научного сотрудника института. А этого молодым специалистам мы не можем обеспечить. Вопрос требует государственного решения, потому что ни заведующий лабораторией, ни директор института в данном случае ничего не могут сделать. Существует штатное расписание, за рамки которого нельзя выйти. С одной стороны, нельзя насильно отправлять на пенсию заслуженных учёных. А с другой — непонятно, что делать с молодёжью.
Хорошо, что у молодых учёных сегодня есть возможность получать гранты. Если бы с денежной поддержкой для них предусматривалась и некая квота в академических институтах, это бы решило проблему трудоустройства. В противном случае, все наши старания по подготовке кадров окажутся напрасными: молодые специалисты будут уезжать за границу — другого выхода у них просто не останется.