http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=08cccba0-a527-486b-9a0c-c3b876127848&print=1© 2024 Российская академия наук
Справка: Фонотов Андрей Георгиевич, директор ФГУ «Российский фонд технологического развития», доктор экономических наук
В каких положениях Вас, как эксперта, новый законопроект устраивает, а в каких — нет?
— Мне кажется, что даже в своей основе он принципиально неверен. Я считаю, что только закон прямого действия может быть перспективным. А если постоянно делаются оговорки, что отдельным постановлением правительства нужно определить содержание договора, прописать, кому и какие технологии передавать можно, а кому и какие нельзя, привлекать оценщиков, чтобы рассчитать их стоимость… В общем, всё это не вызывает оптимизма. К примеру, разве можно на основании чисто субъективной оценки априорно определить стоимость технологии, особенно если она не имеет аналогов? У товара не может быть рыночной цены, пока он не предъявлен продавцу, вне этого механизма его стоимость может быть как завышена, так и занижена.
На мой взгляд, необходимо создать правовую норму, которая максимально облегчит передачу интеллектуальной собственности разработчикам безо всяких ненужных процедур. А стоимость технологии должна возвращаться государству не в виде прямых платежей за выкуп прав на основе оценок каких-то комиссий, как это предлагается в законопроекте, а в виде налоговых поступлений от её коммерческого использования. В целом, я пессимистически отношусь к этому законопроекту и не думаю, что его ждёт лёгкая судьба в Думе.
Получается, в правительстве не понимают, как работает рынок наукоёмких технологий?
— Я бы не стал так утверждать, но думаю, проблема в принципиальной позиции Министерства финансов. Его подход де-факто бухгалтерский, то есть во всём видим затраты труда и хотим эти затраты государству возместить. Но не Минфину решать вопросы передачи технологий! Для них должно быть ясно одно: реализация закона не требует от государства дополнительных издержек. Соответственно, какие возражения могут быть у министерства? А чиновники Минфина предлагают подходы, которые совершенно не соответствуют ни требованиям современной научно-технической политики, ни основным тенденциям в этой сфере.
Какие ещё нормативные акты необходимо принять государству, чтобы наша экономика была больше ориентирована на технологические инновации?
— Не думаю, что нужны какие-то новые законодательные акты, в частности, предлагаемый многими закон об инновационной деятельности. Достаточно навести порядок в существующих правовых нормах.
Во многих законах есть хорошие положения, но они не работают. Например, у нас фактически не применяется правовая норма, по которой часть валовой выручки, направляемой предприятием на научно-техническую деятельность, выводится из налогооблагаемой базы. В стремлении придать новый импульс инновационной деятельности президент инициирует поправки к закону, позволяющие увеличить упомянутую норму отчислений с 0,5% до 1,5%. Но выпускаемые подзаконные акты (а часто просто негласная позиция отдельных чиновников) превращают эти поправки в неработающие, и всё сводится на нет. Пока не появится прямых законодательных норм, мы будем зависеть от воли или понимания чиновника. А у нас у половины госдеятелей менталитет сформирован в советские времена и они всё ещё живут теми представлениями об экономических отношениях в научно-технической сфере.
А как заинтересовать бизнес в приобретении и внедрении инновационных технологий?
— В нормальной рыночной экономике этот вопрос вообще не стоит, инновации — основной способ конкуренции. Конечно, могут быть всякие подковёрные интриги, лоббизм и т.д. Но если в стране хорошее и стабильное законодательство, то как раз в сферу инноваций и перемещается основная конкурентная борьба.