АНДРЕЙ СОБОЛЕВСКИЙ О ДИСКУССИИ ВОКРУГ СО РАН: «АКАДЕМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ КАЖУТСЯ ДОСТУПНЫМ КУСКОМ»
03.12.2012
Источник: Тайга.info,
Андрей Соболевский
Руководитель Центра общественных связей СО РАН Андрей Соболевский прислал 3 декабря в редакцию Тайги.инфо свой комментарий к обсуждению статуса и нынешнего состояния новосибирского Академгородка и сибирской науки в целом, назвав его «Под сладкий лепет мандолины» и попросив опубликовать.
«Несколько слов к дискуссии о состоянии дел в науке и о судьбе новосибирского Академгородка.
Для отъёма чужого имущества есть несколько видов аргументации.
Самое простое — обойтись вообще без аргументов. Вспомнить, например, Прудона, заявившего, что собственность — это кража. И «грабь награбленное», какое понравилось. Формат современного рейдерского захвата предполагает какую-никакую юридическую казуистику: ограбленному суют под нос бумажку о том, что он никакой не собственник, а непонятно кто. Если же маски-шоу по каким-то причинам неосуществимо, грабители объясняют свой подход риторикой иного рода. О том, что чужое добро находится в слабых и неумелых руках, и что для народного блага его необходимо отобрать.
Перед тем, как достать нож с вилкой и полезть в чужую тарелку, сегодня принято убеждать общественное мнение в благотворности такого поступка
Последний приём в ходу у желающих растащить имущество Российской академии наук. Возможно, не только её: у того же Минобороны и земель, и строений на порядок больше. Но с военными шутки плохи, а учёные со стороны выглядят безобидными чудаками. Академические активы кажутся куском не только лакомым, но и доступным. Перед тем, как достать нож с вилкой и полезть в чужую тарелку, сегодня как-то принято убеждать общественное мнение в благотворности такого поступка. Вот и поётся песенка о том, например, что научный городок Сибирского отделения РАН — это «полупустые обшарпанные здания институтов, в которых еле теплится жизнь, да учёные-пенсионеры, гуляющие по аллеям».
И что гуляющих мало-премало: «к СО РАН в настоящее время имеют отношение не более 20% жителей Советского района». А главное — управленцы из академиков никакие, у них всё буквально разваливается. И (шепотком, доверительно) разворовывается! Прямых улик тому вы не найдете ни в одной публикации, только сопоставления. Если организаторы „«инновационного форума „Интерра“» берут на карман миллионами, то почему бы не бросить мимоходом: «Современная российская наука ещё та „чёрная дыра“, похлеще сельского хозяйства или министерства обороны (! — авт.)». Ложечек не крали, но вдруг осадочек останется?
А земля — это золото. Понастроить недвижимости и жить припеваючи. Правда, не всем
Эта лукавая картинка — часть большой информационной мозаики. На ней нет места новым научным результатам, настоящим инновационным разработкам, современной промышленности... Вообще ничего хорошего вы здесь не увидите. «Цинизм, мракобесие, разруха и раскол, насилие, агрессия, диктат и произвол» (Т.Шаов). Флот умер, армия гибнет, село агонизирует, ГЛОНАСС — профанация, начальство любого пошиба — кромешные жулики и воры. «Эта страна», «сраная Рашка» (Российская Федерация — пер. авт.) и отдельно взятый Академгородок окончательно не сгинули только благодаря самоотверженному труду граждан, которых автор «Тайги.Инфо» определил как «менеджеров, маркетологов, дилеров и брокеров, а также «айтишников». Они способны спасти страну на деньги своих хозяев. Дело за малым: забрать у вооруженных сил полигоны, у учёных — опытные поля, у селян — просто поля (поближе к городской черте). А земля — это золото. Понастроить недвижимости и жить припеваючи. Правда, не всем. Не военным. Не учёным. Не врачам, не учителям... Много еще кому.
Не резон переубеждать тех, кто так пишет и думает. Важнее обратиться к их доверчивым читателям и сторонникам. Показать им, для начала, что Академгородок — это Академгородок. Сотрудников СО РАН и НГУ в правобережье Советского района проживает не 20, а 33 процента, а в так называемой Верхней зоне — все 66, это самая многочисленная группа населения. Напомнить, что Институт ядерной физики является одним из крупнейших экспортеров Новосибирской области. И поставляет те же ускорители не в Северную Корею, а в Южную. А также в Японию, США, Европу. Это уже о чем-то говорит, не так ли? Археологи СО РАН в содружестве с германскими коллегами открыли нового предка человека, Homo Altaiensis.
И наверняка получили бы Нобелевскую премию, кабы она присуждалась по историческим наукам. (Замечу в скобках — когда критики РАН восклицают: «мало нобелевок!», то умалчивают, что научных премий всего 4 в год — только по физике, химии, физиологии и экономике). Множество разработок СО РАН востребованы существующей, как ни странно, российской промышленностью — от «троллейбуса на батарейках» до бронекерамики, которая прочнее заграничной. И при этом учёные не устают повторять: всё это неизбежные, но побочные продукты исследований, цель которых — получение новых знаний о мире и человечестве. Без которых ракеты будут ударяться о небесный свод.
Для журналистов новосибирских СМИ, не оставляющих камня на камне от СО РАН, хорошо бы устроить большую экскурсию по институтам Академгородка
Впрочем, авторам метафор типа «город-призрак» и «чёрная дыра» тоже есть что сказать и предложить. Коллеги отрабатывают госконтракты и гранты местных властей. И винить их в этом нечестно. Без такой подкормки региональные СМИ нежизнеспособны. Вопрос лишь в том, за что эта плата — за информацию о работе местного руководства или за преданность ему? Как бы то ни было, для журналистов новосибирских СМИ, не оставляющих камня на камне от СО РАН, хорошо бы устроить большую (с 8 утра до 8 вечера) экскурсию по институтам Академгородка. Продемонстрировать им, почему безвреден «Сибскан» для авиапассажиров, с какой скоростью растут кристаллы, на что способны одомашненные лисы, что происходит в гиперзвуковом потоке и как выглядит «принц Укока», оставшийся после переезда на Алтай «принцессы».
Ещё лучше было бы показать журналистам остров Самойловский в дельте Лены, где СО РАН запустило в эксплуатацию новую исследовательскую станцию для международных экспедиций. Опять же, оборудованную новейшей техникой, в том числе российского производства. Но вряд ли такое путешествие осуществимо. На самом-то деле ресурсы РАН не «чёрная дыра», а дотошная бухгалтерия, в которой посчитана наперёд каждая денежка — по международным меркам крайне скудная. Финансирование всей Российской академии наук сравнимо с бюджетом одного американского университета.
Средней руки, замечу».