http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=092acd9e-8ecd-4a28-9336-6b9d7573646b&print=1
© 2024 Российская академия наук

КОСМОДРОМ - ДЕЛО ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

26.04.2016

Источник: Известия



Любая хозяйственная деятельность так или иначе отражается на окружающей среде и рассматривается таковая прежде всего с точки зрения экологической опасности.

- Наша задача - определить, допустима ли такая деятельность или нет. Если нет, она запрещается, - говорит заместитель председателя комитета по охране окружающей среды министерства природных ресурсов края Алексей Сабитов.

Космодром «Восточный», несомненно, влияние окажет: на территории края выделено четыре участка, на которые эпизодически (!) будут падать отделившиеся части ракет-носителей. (Речь идет о нескольких пусках в год.) Это самые лесные наши районы - Верхнебуреинский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский и Ульчский.

Падать будет головной обтекатель, который представляет собой кусок углепластика с алюминиевым каркасом. Обтекатель отделяется, когда ракета выходит за плотные слои атмосферы. Он круглый, не тяжелый, с большой парусностью, что при падении значительно снижает скорость, не раскаляется, потому на окружающую среду оказывает минимальное воздействие.

И - первые ступени ракеты (впрочем, к моменту «отстрела» топливо из баков отрабатывается практически полностью, баки также успевают остыть и падают почти холодными). Об этом рассказывали приехавшие в Хабаровск представители Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры Роскосмоса и разработчика ракетного комплекса - АО «Ракетно-космический центр «Прогресс» из Самары. Последние некоторое время назад приезжали с программой мониторинга летных испытаний.

- Возвращаясь к теме районов падения, отмечу, что из двух падающих отделяющихся частей большее влияние оказывать будут первые ступени - там все-таки возможен остаток топлива (керосин, схожий с авиационным, плюс жидкий кислород), - продолжает Сабитов. - Роскосмос с участием представителей минприроды края проводил рекогносцировку районов падения - вертолетные облеты: отбирались пробы почвы, растительности, воды в водоемах для того, чтобы потом можно было отобрать повторные пробы уже после пусков и оценить ущерб. Места-то там чистые, воздействие человека минимально, правда, и горельников немало.

Какова позиция наших экологов? У экологов есть определенные требования к производственному контролю, и огульно согласовывать все они, естественно, не имеют права. Пока что они намерены наблюдать. Анализы фоновых проб проведены в аккредитованных лабораториях, оснований не доверять полученным результатам нет. Фоновые точки известны, а вот как дальше поведет себя среда в связи с падением частей ракет? Чтобы это знать, пробы отбираться будут и в дальнейшем.

Роскосмос заявил, что поначалу пробы исследоваться будут в независимых лабораториях (правда, в Хабаровске не по всем веществам делают анализы), а к началу пуска аккредитованная лаборатория начнет работать и на космодроме. Для чего? Чтобы не возить пробы из Амурской области в Центральную Россию.

Впрочем, Роскосмос не возражает «вменить себе в обязанность» отбирать лишние пробы и отдавать их на исследование в лаборатории краевого центра (мол, если общественность не доверяет…). А сегодня Роскосмос информацию не скрывает. Пока, во всяком случае.

Кстати, первый пуск пойдет не через Хабаровский край - его траектория пройдет над Якутией. Получается, наши северные районы - не единственное направление, по которому станут запускать ракеты. К тому же производители ракетных комплексов пока ограничены мощностями - так что «дождя из ракет» можно не ожидать.

А как вообще будет выглядеть запуск? В соответствии с нормативными документами Роскосмос составляет план пусков, загодя (за год!) доводит дату до субъекта, затем за десять дней еще раз предупреждает. Заранее снаряжает в районы падения специальную группу, в которую приглашают и представителей региональных властей. Группа должна будет предварительно совершить облет районов падения, чтобы установить, случались там ранее пожары или нет, следить за тем, куда станут падать отделяющиеся части ракет. Если в тех районах обнаружат людей (охотников, например), их перед пуском придется оттуда эвакуировать.

Ну, а после пуска группа ищет обломки ракет и вывозит их из тайги. Параллельно выявляя возникающие пожары и предварительно оценивая ущерб.

Экологи пока не готовы сказать, увидит ли население какой-то след в момент пуска ракеты в Благовещенске, но вот Хабаровск точно ничего не увидит. Ракета же летит по баллистической траектории - резко взлетает вверх и в верхних слоях атмосферы уходит на необходимую траекторию.

- Программу мониторинга Роскосмос и разработчик нам озвучили, наше дело - ее контролировать, - говорит Алексей Александрович. - Помимо общественного совета, у нас есть Координационный совет по вопросам государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) при губернаторе края. В Координационный совет входят эксперты - представители краевых и федеральных органов власти, уполномоченных в области экологического мониторинга, экологического и санитарно-эпидемиологического надзора, аккредитованных химико-аналитических лабораторий края. По итогам заседания Роскосмосу и производителю ракетного комплекса были высказаны замечания, которые они учтут в дальнейшей работе.

Опыт эксплуатации ракет в стране есть. И минусы эксплуатации известны, но почему-то в Казахстане жители очень не хотят, чтобы Байконур «уходил» от них:

- Что интересно, специалисты-эксплуатационники рассказывают: сколько бы отделяющихся частей ни падало (а ведь они заранее знают район падения, потому что просчитывают, куда должно все это упасть, отслеживают, пользуются радарами и прочее), - еще не было ни одного случая, чтобы их не опередили местные. Приходят и растаскивают все применимое в хозяйстве! Из головных обтекателей делают крыши для гаражей - легкий, прочный пластик, не портящийся от погодных условий и выдерживающий сильные ветровые нагрузки, - замечает Сабитов.

Неясно, останется ли в будущем Байконур на территории иного государства, но пока дело там обстоит именно так.

Первая ракета на Дальнем Востоке запущена будет через некоторое время. И пойдет, по всей видимости, не через наш край, а через иной субъект. Затем настанет очередь Хабаровского края: тогда наши специалисты и экологи начнут тесно общаться с разработчиками и работниками космодрома, станут с ними летать, отбирать пробы, контролировать пуски и т. д.

Ну, а пока приняты такие рекомендации, как «ограничить коммерческие запуски ракетно-космических комплексов в пожароопасные периоды, а также организовать взаимодействие эксплуатационников с лесопожарными службами края».

- На последнем общественном совете этот вопрос рассматривался лишь по одному направлению: обсуждалась проблема тех районов, куда будут падать ступени космических ракет, - говорит член-корреспондент Российской академии наук, директор Института водных и экологических проблем ДВО РАН, доктор биологических наук Борис Воронов.

- В свое время я бывал на Байконуре и помню, что у местного населения были проблемы. Но тогда запускали ракеты на гептиле и окислителе, сейчас же это будет керосин и кислород, что гораздо менее ущербно для природной среды и человека. Хотя в любом случае надо быть готовым к тому, что могут возникать какие-то нестандартные ситуации, способные осложнить нашу жизнь.

Впрочем, жизнь у нас никогда не была абсолютно безопасной. Но в этом случае хотелось бы, чтобы все было проработано до мелочей. И население должно понимать, что последствия будут не только от падения ступений. Как станет функционировать сам космодром?

- Как его деятельность в тех местах, где он расположен, повлияет на окружающую среду? «Восточный» находится в бассейне Амура, значит, речь идет о водотоках великой реки. Какие вещества в них могут вылиться? Понятно, что космодром расположен там, где крупных водотоков нет. А мелких?.. Что там, в районе работы самого космодрома, конкретно станет воздействовать на состояние человека и природной среды?

Разумеется, сам факт строительства этого объекта здесь, где мало населения и имеются неплохие транспортные пути, никто не оспаривает. Но хотелось бы точно знать, что в проекте говорится о том, каким образом этот космодром прямо и опосредованно станет влиять и на удаленные, и на примыкающие к нему территории.