http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=09a19dae-4042-4fce-a827-f5c04d08ec93&print=1© 2024 Российская академия наук
Равно как и по числу действительных членов словно грибами после дождя наплодившихся академий. Но вот желающих высказаться по поводу постигшего страну "диссертационного бума" отыскать крайне сложно: дивидендов на этом не наживешь, а неприятности - запросто. И тем не менее... О том, в какие игры играет и ученый, и не очень ученый мир, размышляет в беседе с корреспондентом "Парламентской газеты" профессор Ставропольской государственной медицинской академии, заслуженный деятель науки России, доктор медицинских наук Эдуард АРУШАНЯН.
- Эдуард Бениаминович, давайте начнем с того, что тема нашего разговора для вас не нова. Еще в начале 1980-х годов вы на всю страну заявили о пагубности для науки тогдашней диссертационной практики...
- Было дело. Популярная и относительно передовая в ту пору центральная газета опубликовала мои критические заметки. Как результат - сотни писем-откликов в редакцию и мне лично. И в подавляющем большинстве сквозило открытое неприятие тезиса о том, что доплачивать за кандидатскую и докторскую степень-значит зря тратить государственные средства. Вы такой-сякой, дескать, хотите лишить ученых куска хлеба. Хотя речь шла не только и не столько о доплатах, кстати весьма значительных по советским деньгам. Будучи проректором по науке одного из сибирских вузов, я видел: при общем низком содержательном уровне диссертаций они к тому же зачастую выглядели... первым и последним "аккордом" научной деятельности. Защитился человек, и все - ни исследований, ни печатных работ, ни учеников. Защита ради защиты?!
- Но доплата 100-150 рублей за ученую степень плюсом к должностному окладу была все же реальностью. А сейчас... При мизерных доплатах число пожелавших стать кандидатами и докторами выросло неимоверно...
- Мотивы погони за ученой степенью и научным званием, безусловно, изменились. Сегодня, увы, доминирует... гонор. У человека уже все есть, но хочется еще и в роли ученого покрасоваться. Это как с дворянскими титулами: вчерашний фарцовщик непременно желает иметь на визитке титул графа или князя. Однако не будем сбрасывать со счетов и возможности карьерного роста. Сверхталантливый хирург, если не защитился, не то что профессором - доцентом никогда не станет. И будет ходить под началом пусть и не шибко грамотного, зато прыткого коллеги, который вовремя подсуетился с диссертацией. Но сухой-то остаток, как и в советские времена, безрадостен: вместо науки мы имеем игру в науку. С заранее написанным сценарием, распределением ролей и нулевым результатом.
Я не собираюсь охаивать огульно всех и вся, настоящие ученые у нас и были, и есть. Но их число просто несоизмеримо с числом носителей кандидатской и докторской степени.
- Тем более что степень и купить можно. Как тот же графский титул...
- Недавно один из моих учеников, талантливый ученый, поделился обидой: он десять лет корпел над докторской диссертацией, а его знакомый за пару лет ее сварганил и защитил. Не хочешь, да вспомнишь объявления, в которых предлагают за умеренную плату изготовить не только курсовые и дипломные работы, но и диссертации. Причем на любую тему. Так наука превращается в потемкинскую деревню. Печальная реальность - нехватка у вузов и НИИ средств, жалкое состояние технической и лабораторной базы, утечка мозгов за границу. А по части защиты диссертаций не просто полный порядок - бурное развитие, сияющие вершины.
- На интернет-сайте Высшей аттестационной комиссии я обнаружил такие цифры: в 2004 году президиумом ВАК было принято положительное решение по 3953 диссертациям на соискание ученой степени доктора наук, снято с контроля 26 888 дел по присуждению ученой степени кандидата наук. По сравнению
"с 2003 годом прирост рассмотренных докторских диссертаций составил 15, 8, а кандидатских - 5, 8 процента...
- Дождитесь данных 2005-го, и наверняка увидите: это не предел, прирост опять будет. И наибольший снова скорее всего по общественным и гуманитарным наукам. Хотя сегодня даже в технических и медицинских вузах, где вроде бы в силу их специфики намного сложнее культивировать псевдонауку, она процветает. Равно как и подготовка псевдоспециалистов: платное обучение, по сути дела, закрыло дорогу к высшему образованию для способной и талантливой молодежи. Те, кто имеет возможность платить за обучение, по сути покупают диплом, не обременяя себя получением знаний. Иными словами, иссякает резерв качественного пополнения кадров в науке. И я бы не стал обвинять во всем руководителей учебных заведений, правила игры устанавливают не они. Простой факт. Любая министерская комиссия при проверке скрупулезно подсчитывает число докторов, кандидатов, аспирантов. Мало? Значит, вуз плохо работает, под вопросом его аттестация. А результат... Помню время, когда защита докторской диссертации была редким событием для любого института. Сейчас же качество научной работы на десятом плане, главное - количество.
- Но разве нельзя установить правила игры через принятие законов? В конце концов наука - это вопрос национальной безопасности...
- Нехватки законов у нас нет. И поправки в них вносятся даже чаще, чем следовало бы. Например, в Федеральный закон N 125-ФЗ от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за последние пять лет изменения и дополнения вносились более десяти раз. Но о какой надежной правовой базе можно говорить, если не существует даже критериев оценки научной деятельности?! Во всем мире практикуется оценка по так называемому индексу цитируемости. То есть исходя из того, востребованы ли труды ученого, находятся ли они в научном обороте, обращаются ли к ним как к источнику новых знаний. А у нас... В лучшем случае берется во внимание число научных публикаций. Хотя какие публикации у тех, кто получил ученую степень ради престижа? Стал кандидатом или доктором и даже тему диссертации своей забыл: зачем помнить, теперь пожизненно - "ученый". Или возьмите необходимость представлять диссертационную работу в виде толстенного тома. Опять же, зачем? На Западе достаточно автореферата опубликованных научных трудов.
- Но на Западе и Высшей аттестационной комиссии нет...
- И слава богу! Существующая как пережиток советской поры ВАК является чистой воды бюрократической структурой. Со всеми присущими отечественным бюрократам "родимыми пятнами". К тому же в условиях разгула коррупции ВАК, будь она даже ангельски чиста, неизбежно попадает под подозрение по части "барашков в бумажке". А самое печальное, для девятого вала никчемных диссертаций Высшая аттестационная комиссия - не преграда. Иначе диссертаций у нас было бы на два порядка меньше, а мирового уровня научных дости
жений на порядок больше. Туг ведь надо иметь в виду еще и то, что мелкий лавочник с ученой степенью - не просто ноль для научного прогресса. Он дискредитирует ученых в глазах молодежи, способной к исследовательской работе, начисто отбивает у молодых охоту заниматься серьезной наукой. И получается: остепененных великое множество, а средний возраст профессора в вузах России - далеко за 60. И почти нет средней прослойки, которая бы заменила уходящих.
- Тем более надо во все колокола тревогу бить!
- Только к кому апеллировать - вот вопрос. Здесь, видимо, требуются общие усилия как ученых, так и общественности, плюс кардинальные решения на уровне органов государственной власти. И еще необходимо формирование соответствующей добрым традициям нравственной атмосферы. Чтобы не престижным, а стыдным выглядело звание академика непонятно какой академии из числа расплодившихся в последние годы. Ибо это дискредитация самого звания. И не почетным знаком отличия, а наглым вызовом должны выглядеть дипломы кандидатов и докторов, цена диссертаций которых порой равна цене потраченной на их написание бумаги. Хотите быть графом - пожалуйста, будьте. Но играть в науку непозволительно. Растеряем тогда и остатки интеллектуального потенциала.
- А потенциал этот еще все-таки имеется?
- К счастью, не весь пока пущен по ветру. Но что касается бережного к нему отношения... Вот конкретный пример. Есть у меня двое способных молодых учеников. К моменту поступления в аспирантуру уже имели солидные разработки для написания кандидатских диссертаций. Защитились и... были отчислены из аспирантуры на два года раньше отведенного срока. Результат: с трудом устроились лаборантами на кафедре. Скорее всего - ненадолго, ибо получили выгодное предложение стать дистрибьюторами одной из фармацевтических фирм. Полный абсурд выходит: нужные науке люди оказываются ей не нужными, а ненужных пачками зачисляем в ученые...
***
Необходимо формирование соответствующей добрым традициям нравственной атмосферы. Чтобы не престижным, а стыдным выглядело звание академика непонятно какой академии из числа расплодившихся в последние годы. Ибо это дискредитация самого звания.