http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=09a5be56-be96-4827-af05-b14162fe6048&print=1
© 2024 Российская академия наук

Пора осваивать Вселенную, как постоянное место жительства

13.04.2021

Источник: Н.Г., 13.04.2021, Сергей Кричевский



А не только гордиться подвигом Гагарина и праздновать день первого полета

Об авторе: Сергей Владимирович Кричевский – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва), экс-космонавт-испытатель, член Московского космического клуба.

(jpg, 136 Kб)

В перспективе – пилотируемая экспедиция на Марс и его колонизация; создание условий для репродукции – рождения и постоянной жизни людей вне Земли. Иллюстрация NASA

Проблема освоения космоса человеком – часть общей проблемы освоения космоса обществом, государством, мировым сообществом, нашей цивилизацией в целях познания, выживания, безопасности и развития человека и человечества на Земле и вне Земли. Сверхзадачей, приоритетом, вектором процесса освоения космоса человеком в русле идей Константина Циолковского является экспансия человека с Земли в космос.

Отношение научного сообщества и всего общества в России и мире к проблеме освоения космоса человеком было противоречивым в XIX–XX веках и остается таким же в XXI веке. Оно охватывает весь спектр между двумя крайностями – «космофилией» и «космофобией»: от абсолютной поддержки идеи освоения космоса человеком и стремления к ее полной и ускоренной реализации до ее полного отрицания и противодействия ей.

Полет Гагарина как начало экспансии

«Он всех нас позвал в космос» – так кратко и емко написал о полете и миссии Гагарина астронавт Нил Армстронг в июне 1970-го в книге памяти в Звездном городке, менее чем через год после того, как стал первым человеком на Луне в июле 1969-го и вернулся на Землю.

А 10 лет назад, в июне 2011-го, выступая на первом Фестивале науки Starmus в честь 50-летия первого полета человека в космос, Армстронг подчеркнул: «Важнейшей задачей для нас является улучшение человеческого вида… Возможно, что в будущем произойдет миграция людей с Земли как к природным планетам, так и к искусственным обиталищам… Но если мы хотим не просто выживать, а преодолеть все трудности, мы должны продолжать совершенствоваться. Мы должны подняться над нашими различиями и стать истинной семьей народов. Мы гордимся своим наследием и своими принципами, и справедливо – они усиливают нас, но они же и приземляют нас. Судя по нашей практике здесь, на Земле, мы еще не годимся к тому, чтобы заселить большую, чем сейчас, часть Вселенной и управлять ей. У нас может хватить, а может и не хватить времени на то, чтобы вырасти как вид, чтобы полностью управлять своей судьбой. Но все же есть серьезное основание для надежды. И другого выбора у нас нет. Наши инстинкты, несомненно, будут подталкивать нас к действию».

Для такого видения и понимания человеку Земли было необходимо и стоило слетать на Луну, походить по ней и посмотреть с нее – из дальнего космоса – на нашу планету!

Но сравним, как здесь и сейчас, в 2021-м, трактует роль первого полета госкорпорация «Роскосмос» (на официальном сайте): «60 лет назад Юрий Алексеевич триумфально открыл новую эру – эру пилотируемой космонавтики. Сегодня человечество прочно освоило орбиту Земли, создало крупнейшую станцию и готовится к покорению планет…» То есть картина мира и будущего видится госкорпорацией в отраслевой парадигме как эра пилотируемой космонавтики и подготовки к «покорению» (вспомним о «покорении» природы Земли и последствиях!). Но почему не в парадигме освоения космоса для экспансии в целях выживания и развития человека и человечества на Земле и в космосе в балансе с окружающей средой? Видимо, необходимо подумать, скорректировать термины, дискурс целей, приоритетов, задач.

В моем понимании сущность полета Гагарина – начало экспансии людей в космос для постоянной жизни вне Земли. Именно это символизирует известный памятник в Москве: прямо с Ленинского проспекта возносится в космос первый космический человек и герой. Но думающих так в наше время мало, даже среди космонавтов и астронавтов: они должны (и предпочитают) летать и возвращаться. В том числе и потому, что их отбирают (причем на открытых и массовых конкурсах) и готовят пока только для этого. Экспансия как цель для пилотируемой космонавтики и всей сферы космической деятельности в России и мире пока не поставлена.

Парадоксы новой реальности

Вместе с тем большинству наших сограждан и других землян вполне достаточно только гордиться и праздновать Международный день первого полета человека в космос 12 апреля, провозглашенный ООН в 2011-м. И при этом считать, что пилотируемая космонавтика, жизнь людей вне Земли – это очень крутая, элитарная, но слишком рискованная, дорогая, убыточная и избыточная сфера, оторванная от земных реалий и перспектив.

Новая и парадоксальная реальность XXI века: в России в целом, и даже в космической отрасли, немало противников развития пилотируемой космонавтики, затраты на которую составляют почти половину космического бюджета. По убеждениям множества людей, эффекта от нее якобы нет, а в стране существует большое количество реальных и приоритетных земных социальных и других проблем, на решение которых не хватает средств. Например, еще в 2011 году появились крайне критические и, по сути, антикосмические призывы: «50 лет человек в космосе. Не пора ли обратно?» (Владимир Сурдин).

Фактически нам предлагают признать, что полеты людей в космос – это просто «фальстарт» человечества, которое еще не готово и вряд ли когда-то будет готово для экспансии – освоения космоса по-настоящему, для жизни вне Земли всерьез и навсегда.

Но как оценить полную социально-политическую цену и вклад полетов людей в космос, в том числе в категориях общественного блага, человеческого капитала и потенциала, в историю развития страны, в ее настоящее и будущее? Каков общий эффект от полета Гагарина для страны и человечества? Каковы научно-технологические, социально-политические, экономические, социокультурные и другие потери и последствия, если Россия откажется от полетов своих граждан в космос? По сути, это отказ от лидерства в космосе и экспансии. Именно первый полет и образ Гагарина поддерживают в постсоветский период пилотируемую космонавтику в России и всю нашу страну, не дают их остановить и «обнулить».

60 лет назад, 23 марта 1961 года, трагически погиб при подготовке к полету Валентин Бондаренко – самый молодой (ему было 24) из 20 космонавтов первого отряда. Первая безвозвратная потеря среди космонавтов страны и мира произошла на земле, за 20 дней до полета Гагарина в космос… Первым в космическом полете при возвращении на землю в 1967-м погиб Владимир Комаров… И еще более 30 космонавтов и астронавтов погибли при подготовке и выполнении полетов. Они своими жизнями проложили нам дорогу в космос. Неужели все труды, достижения и жертвы были напрасны? Мы не можем их забыть и предать!

История, гордость за нее, независимость и стойкость – это необходимые, но недостаточные условия для достойного космического будущего России. В пилотируемых полетах и достижениях мы не имеем права делать ни шага назад и должны идти вперед. Необходимы новые цели, проекты, технологии, результаты. В том числе пора мечтать, думать и о будущих достижениях и символах, наградах, знаках отличия: «За полет на Луну (Марс и т.д.)», «За освоение Луны (Марса)», «За рождение ребенка в космосе», «За сохранение окружающей среды космоса», «за 5 (10… 50…) лет жизни вне Земли», «Родившийся в космосе», «Космический человек» и т.п.

Мощное позитивное воздействие первого полета человека в космос на развитие нашей страны и человечества продолжается. Однако появился «обратный эффект», и он нарастает: «почиваем на (космических) лаврах», зациклились на достигнутом, но все более отстаем, теряем темпы и шансы стать по-настоящему космическим видом и социумом, способным освоить космос и постоянно жить вне Земли.

После первого витка Гагарина по околоземной орбите на высоте 200 км через восемь с небольшим лет Армстронг шагал по Луне в 400 тыс. км от Земли. Но через три года, в 1972-м, люди в космосе «сдали» и покинули «лунную» высоту. С тех пор «зависли» и «висят» на околоземной орбите высотой 300–500 км, из них последние 20 лет – на Международной космической станции (МКС).

В общественном мнении в России и мире выполнение полета в космос является высшим профессиональным и личным достижением человека. Нынешние «рутинные» околоземные полеты на МКС престижны, интересны, красивы. Однако в них много однообразной, тяжелой и опасной повседневной работы в условиях, далеких от благоприятных и идеальных, высоки риски для здоровья и жизни людей. Но без этих полетов, труда и рисков нельзя приобрести опыт, создать и освоить новые технологии, без чего невозможно космическое будущее человека и человечества вне Земли.

Главным актором процесса освоения космоса был, является и будет человек. Достижения, потенциал, ограничения и перспективы человека в космических полетах, опыт организации безопасной и достойной постоянной жизни вне Земли должны быть приоритетом новых исследований, технологий, образования и практики.

Реализуются новые проекты и программы, в том числе «Артемида» (США), для «второго пришествия» людей на Луну (по планам – в 2024-м), создания на ней постоянных баз и т.д. Началась новая лунная гонка с участием США, КНР, ЕС, Индии, Японии. Все активнее исследуется Марс.

Вместе с тем по сравнению с периодом освоения космоса человеком в 60–70-х годах XX века в XXI веке в России и мире существуют и развиваются две противоречивые тенденции:

1) произошло значительное снижение уровня поддержки обществом идеи и «ставок» на потенциал и перспективы освоения космоса, космической экспансии из-за нарастания проблем на земле, сложностей в освоении космоса человеком, а также из-за отсутствия необходимости массового отселения людей в космос из-за резкого снижения темпов роста населения на Земле и других причин;

2) быстро формируются и развиваются новые космические сообщества, корпорации, даже космические государства, заинтересованные в практическом освоении космоса, экспансии за пределы Земли с применением принципиально новых технологий, охватывающие сотни тысяч и миллионы активных людей, особенно молодежь.

Космос для Земли или Земля для космоса?

Новыми лидерами процесса освоения космоса человеком с 2016 года в мире стали предприниматели, общественные деятели, новые корпорации и космические сообщества, которые конкурируют со «старыми» космическими сообществами, государствами и корпорациями. Среди них выделяются Илон Маск, глава частной космической корпорации SpaceX (США), провозгласивший стратегию многопланетности, экспансии на Марс, создающий новые космические технологии, и ученый и предприниматель Игорь Ашурбейли (Россия), создавший космическое сообщество – первое цифровое космическое государство Asgardia (в нем участвует около миллиона человек из примерно 200 стран).

В этом проявляются ростки космического будущего, нового космического человечества, его новые технологические и социальные структуры (хотя и «сырые», и противоречивые). Но смогут ли они пробиться сквозь «асфальт» и «бетон» традиционных представлений, национальных и глобальных проблем на земле, в агрессивной политической, социальной и экономической среде современного социума?

Новая стратегия освоения космоса человеком и человечеством до сих пор не определена. Ее нет ни у ведущих космических государств, ни у мирового сообщества. Человечеству предстоит создать Всемирный космический союз, новые правила игры и стратегию освоения космоса.

В повестке дня – сложные экзистенциальные и практические вопросы. Необходимо ли человеку переселяться на постоянное место жительства (ПМЖ) в космос или предстоит продолжать ограниченно осваивать космос – только разовыми полетами и экспедициями «вахтовым» методом? Не следует ли ввести мораторий или даже полный запрет на экспансию, репродукцию человека в космосе вне Земли как сверхопасные и расточительные? Или все-таки пора поставить и начать решать в максимальном темпе сложнейшую и рискованную задачу: создать «ядро» и форпост «резервного» человечества вне Земли в XXI веке? Какова цена вопроса, кто и сколько за это заплатит?

Английский физик-теоретик, космолог Стивен Хокинг в выступлениях и публикациях 2006–2010 годов говорил и писал о том, что окончательное выживание человечества зависит от колонизации Солнечной системы и пространства за ее пределами. Жизнь на Земле, отмечал Хокинг, находится под все возрастающей угрозой быть уничтоженной в результате стихийного бедствия, внезапной глобальной ядерной войны, появления генетически модифицированного вируса… Человечеству не нужно «складывать все яйца в одну корзину», а единственный шанс выжить в долгосрочной перспективе – подчинить себе космос.

Если не пытаться стать космическим человеком, многопланетным видом (по Илону Маску), многопланетной цивилизацией, то все «яйца» остаются в родной, привычной, удобной, но одной-единственной земной «корзине». Причем и для самой «корзины», и для нас, людей в ней, возникает все больше внутренних и внешних проблем и рисков. Пандемия коронавируса показала who is who.

Плавать (ходить) в море и летать в небе, а тем более в космосе, очень рискованно, особенно если ты первопроходец, исследователь, испытатель, переселенец на/в новые земли и пространства. Но всегда были и будут те, кто хочет и может двигаться за пределы. Речь именно о них, их миссии и перспективах.

Да, зная идеи и сценарии Константина Циолковского, Аркадия и Бориса Стругацких, других мыслителей и визионеров, эволюционировать в «кибернетического бессмертного человека», «лучистого» человека и т.д. не очень хочется и даже очень не хочется. Многие мои друзья и коллеги считают, что лучше уж погибнуть вместе с нашей планетой. Российский эколог Николай Реймерс в своем «Экологическом манифесте» (1992) написал предельно резко: «Уход в космос – горячечный бред технократа. Счастье на Земле не заменят космические странствия. Землеотступников ждет неминуемая гибель: Земля во Вселенной одна, и лишь на ней может жить человек. Мечта о завоевании космоса сродни мечте о мировом господстве. Разумный принцип: космос для Земли, а не Земля для космоса».

Но вспоминая любимый кинофильм отряда космонавтов «Белое солнце пустыни», думаю, «лучше, конечно, помучиться»: не ИЛИ, а И+И. Необходимо и сохранить Землю, и освоить космос. Кто не хочет и/или не может – пусть остаются на Земле, остальные – добро пожаловать в космос на ПМЖ. Предстоит организовать сложнейший процесс экспансии человека в космос, для начала которого необходима «критическая масса» идей, технологий, людей, ресурсов. Нужны «космические добровольцы». При этом каждому «переселенцу» предстоит стать «космическим», но остаться человеком. Как это сделать и получится ли?

Выход за пределы

Полет Юрия Гагарина, позвавшего нас в космос – летать и жить вне Земли, символизирует вектор развития человека и человечества, наше идеальное земное и космическое будущее: сбережение Земли и движение в космос с сохранением ведущей роли, статуса и свойств человека.

В мире в 10–20‑е годы XXI века началась и поднимается новая волна освоения космоса с применением новых технологий и техники, включая роботов как помощников людей. Идет процесс индустриализации космической деятельности в целях решения проблем на Земле, добычи и использования внеземных ресурсов, освоения Луны и Марса. На повестке дня возвращение человека на Луну, постоянная база и начало колонизации Луны как «седьмого континента Земли». В перспективе – искусственная гравитация и защита от радиации для людей в космосе; пилотируемая экспедиция на Марс и его колонизация; создание условий для репродукции – рождения и постоянной жизни людей вне Земли; создание космического человека и человечества, многопланетной человеческой цивилизации.

Человечеству пора выбраться из земной колыбели и двигаться дальше – в космос. Пришло время не только летать с Земли в космос и обратно. Пора сделать попытку стать космическим человеком и космическим человечеством – многопланетным видом и многопланетной цивилизацией, начиная с пространства «Земля + околоземное космическое пространство + Луна + Марс». Моментом истины станет реализация репродукции и развития человека вне Земли, полного жизненного цикла человека в космосе, постоянной жизни людей сначала в околоземном пространстве и на Луне.

Сможем ли мы взять эту космическую высоту, закрепиться на ней и организовать безопасную и достойную постоянную жизнь людей в новой окружающей среде? От этого зависит наше будущее на Земле и в космосе.

Речь идет об исполнении экзистенциальной космической мечты и программы, космического предназначения человека и человечества. Перед нами стоит вечный вопрос бытия, но в новой «космической» интерпретации: «Быть или не быть земному человеку и человечеству космическим человеком и человечеством, космической цивилизацией, чтобы выживать, устойчиво развиваться, достичь бессмертия во Вселенной?»

Все эти вопросы в повестке дня XXI века, они имеют «бесконечную цену» и не решаются в экономической парадигме: их необходимо ставить и решать в новой парадигме, основанной на приоритете сохранения вида Homo sapiens на Земле и в космосе.

Все это требует качественно нового продолжения процесса освоения космоса: выхода за ограничения и достигнутые пределы полетов и жизни людей в космосе, учета и парирования новых рисков, организации международного сотрудничества в новой парадигме «единого человечества».

Сможет ли человек постоянно жить, выжить и «успешно» эволюционировать вне Земли? Какие технологии – социальные и технические – необходимы и достаточны для этого? Ответы можно найти – получить, только переселившись в космос. И нам, людям, предстоит попытаться это сделать в XXI веке.