ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАССМОТРЕЛО ПРОГРАММЫ ПИЛОТНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

24.11.2014

Источник: Регнум

ФАНО России провело открытые слушания концепций программ развития пилотных проектов структуризации сети научных организаций. В мероприятии приняли участие более 60 представителей научного сообщества и вузовской общественности.

Заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев рассказал, что пилотные интеграционные проекты научных организаций были сформированы в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина. Ведущие научные институты ФАНО России готовы объединиться для решения приоритетных задач по следующим направлениям: "растениеводство и генетические растительные ресурсы", "молекулярная генетика и клеточная биология", "информатика и программное обеспечение вычислительных комплексов и систем", "промышленные и биотехнологии безопасности и качества продуктов питания". Концепции их развития впервые представлены широкой общественности. Экспертами выступили члены Российской академии наук, директора научных организаций и руководители высших учебных заведений.

Первым концепцию программы развития федерального исследовательского центра "Информатика и управление" представил академик РАН, директор Института проблем информатики Игорь Соколов. В своем докладе он подчеркнул, что для решения современных задач в сфере информационных технологий требуется новая степень организации научно-исследовательского процесса. "Объединение трех НИИ - Института проблем информатики, Вычислительного института имени А. А. Дородницина и Института системного анализа - позволит создать коллектив, которому по силам будет обеспечить качественное, своевременное, быстрое решение научных и практических задач для обеспечения независимости России в данной отрасли", - отметил Игорь Соколов.

Результатом создания центра должно стать повышение информационной безопасности, сокращение отставания и импортозависимости России на рынке ПО, а также восстановление технологической независимости страны в области информатики.

На решение проблем импортозамещения и достижения технологического паритета в области вычислительной техники и программного обеспечения для систем управления промышленными предприятиями, а также на обеспечение суперкомпьютерными ресурсами научных организаций и учреждений машиностроительной и нефтегазовой отрасли направлен еще один проект в области высоких технологий. Речь идет о создании Научно-исследовательского института системных исследований. Он будет организован на базе одноименного Научно-исследовательского института системных исследований РАН и межведомственного суперкомпьютерного центра РАН. Авторы концепции развития этого института на 2015-2025 годы предполагают, что объединение научного и кадрового потенциалов позволит достигнуть высоких показателей производства предприятиями промышленности принципиально новых разработок (в объеме до 1,5 млрд рублей в год), и собственного серийного производства не менее, чем на 0,3 млрд рублей ежегодно.

Директор Института систем обработки информации, член-корреспондент РАН Виктор Сойфер положительно оценил проект, отметив, что в современных условиях решение проблемы импорторзамещения в сфере информационных технологий имеет определяющее значение для безопасности и независимости России.

Концепцию программы развития Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова представил академик РАН Николай Дзюбенко. Главная задача, которая стоит перед институтом и опытной сетью, по мнению руководителя ВИР, это сохранение и бережное использование разнообразия генетических ресурсов растений для обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны. По оптимистичным прогнозам использование ресурсов пилотного проекта позволит увеличить объем коллекций растений на 200 000 образцов, что превысит коллекционный фонд современных лидеров отрасли – Китая и США.

Не менее амбициозные задачи ставят перед собой и сибирские институты, объединяемые в федеральный исследовательский центр "Институт цитологии и генетики СО РАН".

Ученые планируют разработать прорывные генетические технологии для агропромышленного комплекса, медицины и сектора биотехнологий. Директор института Николай Колчанов, говоря об исследовательском центре, отмечает, что большое внимание в программе уделено развитию кадрового потенциала и подготовке нового поколения молодых ученых-лидеров, способных эффективно руководить работой научных коллективов.

В завершении открытых слушаний Владимир Попов, член-корреспондент РАН, директор Института биохимии имени А. Н. Баха, представил концепцию программы развития федерального исследовательского центра "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН, который объединит Институт биохимии имени А. Н. Баха, Центр "Биоинженерия" и Институт микробиологии имени С. Н. Виноградского. Создание научно-технологических основ для развития безопасной для окружающей среды и не расходующей невозобновляемые ресурсы биоэкономики, замена химических продуктов биологическими, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, а также контроль безопасности и качества продуктов питания – решение этих и других задач будет способствовать повышению качества жизни населения страны.

В рамках дискуссии все эксперты поддержали представленные программы развития и высказали уверенность в их успешной реализации. Подводя итоги открытых слушаний, Алексей Медведев отметил: "В ходе работы, которая началась несколько месяцев нам удалось воплотить перспективные проекты. Они были поддержаны в научном сообществе. Эти пилотные проекты определяют генеральную линию, которой нам предстоит придерживаться в предстоящие три года".

Как сообщили в пресс-службе ФАНО России, проекты, представленные на общественных слушаниях, будут вынесены на обсуждение на совет по науке и образованию при президенте РФ, который пройдет 9 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.