http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=09cea563-1837-472b-9ca8-e2d916580d81&print=1© 2024 Российская академия наук
Сегодня получать и распоряжаться средствами из бюджета наряду с органами государственной власти могут "наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры и средств массовой информации". Но Минфин с таким положением дел не согласен. В Госдуму скоро поступят поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым право получать и распределять средства из бюджета получают исполнительные органы власти. Научное сообщество выступило решительно против такой инициативы - государство лишает ученых стимула заниматься наукой.
Казалось бы, совсем недавно, в декабре 2003 года, были приняты поправки в Бюджетный кодекс, где в число главных распорядителей бюджетных средств помимо федеральных органов исполнительной власти были внесены и ведущие учреждения образования, науки и культуры. Госдума приняла поправки, и двухлетний опыт работы показал, что они были своевременны, обоснованны, способствовали укреплению авторитета этих организаций, уменьшили их зависимость от прямых чиновничьих решений. Все-таки ученые лучше чиновников представляют, куда вложить деньги, каким направлениям исследований следует отдать приоритет. И вот Российская академия наук, как собственно и остальные государственные академии, утрачивает право распоряжаться средствами, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета на развитие науки. Права распределения переходят Роснауке, которая будет контролировать целевое использование денег. А средства академии государство выделяет немалые - более 20 млрд. рублей составил ее бюджет в этом году. Но Минфин на этом не остановился. Помимо собственно фундаментальной научной деятельности входящие в структуру РАН отраслевые институты зарабатывают деньги за счет коммерческих контрактов, в сумме эти доходы составляют около 8 млрд. рублей. Поправки в Бюджетный кодекс не запрещают ученым зарабатывать таким образом деньги, но регламентируют, что право распоряжаться доходами от этой деятельности также переходит к Роснауке.
- Изменения в Бюджетный кодекс принципиально меняют финансовую ситуацию вокруг научных организаций, в частности Академии наук и высшей школы. Конечно, депутаты часто говорят одно, а голосуют на комитете и на пленарном заседании за другое. Бог им тут судья, но не надо думать, что депутаты не понимают ситуации. Надо отстаивать интересы российской науки и российского образования, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Юрий Назмеев.
Еще не улеглись страсти вокруг пресловутой стратегии модернизации науки, когда после долгих и непростых согласований между академией и Минобрнауки удалось подготовить приемлемый вариант, как огромная проделанная работа фактически перечеркивается изменениями, которые Минфин предлагает внести в Бюджетный кодекс. Ученые лишаются права на самостоятельность.
- Раньше деньги были в руках самих ученых, они решали, как ими распорядиться, каким институтам и сколько выделить средств. Может, мы не лучшим образом распределяем деньги, но по крайней мере стараемся это делать с учетом мнений самих ученых и общих тенденций в мировой науке. У кого деньги, тот и музыку заказывает. А значит, вся научная политика уйдет от научного сообщества в кабинеты чиновников. Они должны взять на себя ответственность за состояние и направление научных исследований. Это означает ликвидацию РАН в ее нынешнем виде, - говорит вице-президент РАН Александр Некипелов.
Логику Минфина можно понять: есть государственные деньги и есть агентства, через которые эти деньги должны распределяться, - так удобно Минфину. Но финансисты вряд ли хорошо представляют специфику науки. Ведь чтобы разобраться с ее приоритетами, с финансированием каждого из сотен академических институтов, отслеживать, как идет выполнение работ, надо собрать под крышей Роснауки целую команду авторитетных ученых. Представить такое трудно.
Реформа российской науки вообще проходит достаточно болезненно. Рассматривались два предложения: сделать РАН ведомством или поручить ее финансирование имеющемуся ведомству.
- Это давнишний спор: являются академии наук государственными организациями или нет. Ответ - являются, хотя в их уставах написано, что они саморегулируемые. Им законом о науке и Бюджетным кодексом поручено быть главными распорядителями кредитов. Если Минфин и Правительство хотят это положение изменить - будем бороться. Но пока поправки официально в Думу не поступали, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Колесников.
Комитет по бюджету и налогам нижней палаты парламента в курсе готовящихся нововведений.
- Предложенные для обсуждения профессиональными сообществами поправки - это, по сути, новая редакция Бюджетного кодекса, которая еще не представлена даже в Правительстве. Что касается распоряжения доходами от коммерческой деятельности, то по тому, как написано в документе, они идут не просто Федеральному агентству по науке и инновациям, а в общий доход бюджета. Обсуждение только началось, но уже видно, что замечаний к проекту Бюджетного кодекса множество, - комментирует член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
Таким образом, в принятии поправок кроется еще одна опасность.
- Поправки могут нанести удар по созданию инновационной системы страны, в которой важнейшая роль отводится именно Академии наук. Речь идет о внебюджетных средствах, которые сегодня институты могут заработать, заключая контракты, выполняя заказы. Складывается парадоксальная ситуация. Скажем, если Минобороны выдал институтам РАН заказ, то все полученные от него деньги тут же уйдут в казну. Тогда какой смысл выполнять эту работу? - спрашивает Александр Некипелов.
Почему появились эти поправки? Одна из версий, которую высказывает научное сообщество, такова. Чиновники думают, что институты за бюджетные деньги трудятся спустя рукава, а сами ищут, как бы заработать на стороне. Поэтому так понятны предложения Минфина резко увеличить финансирование бюджетных организаций, но с обязательным условием заниматься только тем, что предписано, никаких сторонних заказов, контрактов. Но с наукой нельзя поступать так формально, и вот почему. В каждом институте занимаются фундаментальными исследованиями и одновременно пытаются результаты превратить в конкретные разработки. То есть Минфин грубо отсекает фундаментальную науку от прикладной, нанося удар по участию академий и высших учебных заведений в создании инновационной системы страны.
***
Российская академия наук, как, собственно, и остальные государственные академии, утрачивает право распоряжаться средствами, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета на развитие науки. Права распределения переходят Роснауке.