http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0a29263a-28ff-4479-bb0e-f33c31819378&print=1© 2024 Российская академия наук
Годами работая в лаборатории над очередной НИОКР, ученые меньше всего думают о том, как выгодно продать ее на рынке. Для этого нужны специально обученные люди - квалифицированные менеджеры, приходу которых Академия наук настойчиво сопротивляется. Между тем их профподготовкой при участии бизнес-структур занимаются уже многие вузы страны.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ НАКАЛ
Проблемой профессионального управления научными разработками в России серьезно озаботились лишь в ходе реформирования Академии наук, продолжающегося вот уже несколько лет. Именно тогда стало понятно, что кроме недофинансирования, старения кадрового состава и централизации власти в руках РАН у отечественной науки есть еще одно больное место - неэффективный менеджмент, не способный выводить готовые разработки на рынок и продавать их по конкурентоспособным ценам. Академия наук взяла на себя слишком много - руководство одновременно учеными, их работой и финансами - и не справилась.
Исправить ситуацию могло лишь коренное преобразование РАН, начатое правительством осенью 2006 года. Тогда были предложены поправки к закону "О науке", согласно которым устав академии должен утверждаться правительством, а кандидатура главы РАН президентом РФ. В феврале 2007 года Минобрнауки выступило с еще одним радикальным проектом - так называемым модельным уставом академии, фактически лишавшим ее монополии в научной отрасли. РАН предполагалось преобразовать в формальный клуб ученых, а все административные и финансовые полномочия передать наблюдательному совету, состоящему в основном из чиновников. Кроме того, часть НИИ должны были остаться на государственном довольствии, а прикладные институты - интегрироваться с университетами или заинтересованными бизнес-структурами.
Однако в министерстве не предвидели, что академическая номенклатура подобным нововведениям воспротивится. Президент РАН Юрий Осипов заявил, что потерять автономность и доверить управление наукой людям, не имеющим к ней отношения, значило бы для академии "поступиться принципами ее 300-летней истории". В марте 2007 года академики на общем собрании приняли свой альтернативный вариант устава, в котором от правительственного остался лишь порядок утверждения устава и кандидатуры главы РАН, а полномочия президиума были еще более расширены. Правительство посчитало, что спорить с академиками себе дороже, и 19 ноября новый устав утвердило.
СВОЙ СРЕДИ СВОИХ
Российское академическое сообщество блюдет чистоту своего кадрового состава, стараясь не пускать в него людей, чуждых науке. Взять, к примеру, скандальные выборы новых академиков и членкоров в мае 2006 года, когда ученые отказались принять в свои ряды нескольких высокопоставленных чиновников и бизнесменов (среди кандидатов в члены-корреспонденты были вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, вице-президент Росбанка Михаил Ершов и другие).
Осенью прошлого года, в самый разгар спора вокруг нового устава, Институт психологии РАН провел исследование среди сотрудников НИИ, задав в числе прочих такой вопрос: "Согласны ли вы с тем, что нашими научными учреждениями должны руководить не ученые, а менеджеры современного типа, и если согласны (или не согласны), то почему? " За высказались только 18% опрошенных, которые отметили, что "хороший ученый не всегда хороший менеджер", "менеджеры лучше адаптированы к современной экономической ситуации", "научные открытия должны продаваться на рынке, а чтобы их продавать, необходим умеющий это делать человек", "ученый должен заниматься наукой, а не деньгами" и т. д. 13% респондентов конкретного ответа не дали, предложив компромиссные варианты, например, "среди ученых всегда можно найти и менеджеров", "научное руководство должно быть за ученым, а хозяйственное и маркетинговое - за менеджером", "научными учреждениями должны руководить ученые, а менеджеры - помогать им по хозяйственной части". 6% затруднились ответить, а большинство опрошенных - 63% - идею передать управление НИИ профессиональным администраторам категорически отвергли, аргументировав тем, что "менеджеры не понимают специфики науки", "руководитель НИИ должен иметь научный авторитет", "менеджеры все украдут и распродадут, науки не останется", "менеджеры нацелены на быстрые деньги, а наука - это долгосрочные инвестиции". Таким образом, в очередной раз научное сообщество показало, что к приходу управленцев со стороны относится крайне неодобрительно.
Тем не менее, есть в РАН и те, кто понимает, что отсутствие опытных менеджерских кадров тормозит развитие науки. По словам члена президиума РАН академика Владимира Фортова, менеджмент - традиционно слабое место российской науки. "У нас есть хорошие специалисты в области фундаментальных и прикладных наук, но в доведении идей до производства, до конечного продукта они слабы, - объяснил господин Фортов Social Report. - Роль менеджеров очень важна, и такая система должна быть организована, причем есть много вариантов, как это сделать". Академик предлагает создавать творческие коллективы по разработке и продвижению конкурентоспособного продукта, в которые входили бы представители фундаментальной и прикладной науки, высшей школы и бизнеса. Работа такого коллектива должна строиться по западному образцу: ученые генерируют идеи, занимаются разработками, а бизнес выводит их на рынок.
По мнению декана Высшей школы управления и инноваций Владимира Васильева, возможен и другой сценарий: в рамках реструктуризации РАН (разумеется, если она произойдет) часть научных институтов фундаментального профиля будет закрыта, а НИИ, занимающиеся перспективными прикладными разработками, - выкуплены бизнес-структурами. Так или иначе, ожидать прихода профессиональных управленцев в действующие НИИ не приходится.
УЧЕБНЫЙ КОРПОРАТИВ
Схема разделения труда между учеными и менеджерами, когда первые занимаются исследованиями, а вторые доводят их до конечного рыночного продукта, уже много лет доказывает свою состоятельность на Западе. В США (где управление наукой децентрализовано) на одного ученого приходится около десяти инновационных менеджеров, которые отбирают наиболее перспективные проекты, просчитывают рыночные риски, патентуют изобретения и продвигают их на рынок. При этом особые требования предъявляются к качеству профподготовки менеджеров: как правило, они являются бакалаврами естественнонаучных и технических факультетов и дополнительно получают магистерскую степень в бизнес-администрировании (известную как МВД).
В России специальной вузовской подготовкой менеджеров в науке занялись лишь в последние пять лет, причем инициатива исходила, прежде всего, от бизнеса. По словам Владимира Васильева, крупный бизнес понял, что выдержать жесткую конкуренцию на внутренних и мировых рынках невозможно без продвижения инновационных проектов, а это, в свою очередь, требует квалифицированных менеджерских кадров.
Именно инновационные проекты сегодня наименее контролируемы Академией наук, а значит, наиболее открыты для привлечения управленцев со стороны. Подготовкой инновационных менеджеров занимается ряд ведущих вузов страны, таких как МГУ имени Ломоносова (корпоративные университеты, имеющие статус факультетов, созданные при содействии крупных компаний), Высшая школа экономики (кафедра управления наукой и инновациями), Академия народного хозяйства при президенте РФ (факультет инновационно-технологического бизнеса), ГУУ, Российский госуниверситет инновационных технологий и предпринимательства.
На базе МГУ действует несколько корпоративных университетов, ориентированных на подготовку кадров для конкретной отрасли экономики. Обучение ведется по магистерским программам и рассчитано на два года, по его окончании выпускники получают диплом МГУ о второй ступени высшего образования. Например, Высшая школа инновационного бизнеса, созданная в 2006 году совместно с компанией "Русснефть", готовит специалистов для нефтегазового комплекса. Магистранты изучают нефтяную геологию, геофизику месторождений нефти и газа, управление природными ресурсами, экологическое проектирование, экспертизу и т. п. Сейчас здесь учатся 20 магистрантов, 11 из которых - сотрудники "Русснефти" (их обучение оплачивает компания), остальные 9 человек - выпускники МГУ, причем при дальнейшем трудоустройстве в "Русснефть" им будут даны привилегии. "Подготовка магистерских диссертаций предполагает проведение научных исследований, которые выполняются, в том числе, и на материалах компании "Русснефть". Более того, во время обучения магистранты проходят практику в научно-техническом центре компании", - рассказал декан факультета Дмитрий Кощуг.
В том же 2006 году в МГУ совместно с АФК "Система" была открыта Высшая школа управления и инноваций. Магистранты школы (сейчас их около 50, почти все - сотрудники АФК "Система", которая и оплачивает их обучение) уже имеют высшее техническое образование. По словам декана Владимира Васильева, учебный план сочетает "фундаментальную университетскую подготовку и практические навыки" на материалах АФК "Система", активы которой сосредоточены в быстрорастущих и перспективных отраслях (телекоммуникации, радиотехника, медицина, биотехнологии, космические технологии и т. д.).
Специальную кадровую программу подготовки инновационных менеджеров - "Энергия и опыт" - разработало и Сообщество бизнес-ангелов России (СБАР). В подпрограмме "Энергия" участвуют студенты старших курсов, аспиранты и выпускники вузов, желающие получить стажировку в качестве менеджеров инновационных проектов ранних стадий развития (в ИТ, медицине, строительстве и других отраслях). Сейчас по этой программе стажируются пять человек (остальные по разным причинам отсеялись), все они студенты или аспиранты крупнейших российских вузов - МГУ, ВШЭ, Академии народного хозяйства. Вторая часть программы - "Опыт" - рассчитана на опытных бизнесменов, консультантов, топ-менеджеров, которые почему-либо отошли от дел, но хотят продолжать заниматься инновациями.
Кадровая программа "Энергия и опыт" действует только с лета 2007 года, но, по словам заместителя исполнительного директора СБАР Вадима Стреналюка, оказалась востребованной не только в Москве, но и в регионах. Не исключено, что региональные бизнес-ангельские отделения возьмут на вооружение столичный опыт и займутся подготовкой менеджерских кадров на местах.
В целом же эксперты сходятся во мнении, что российский рынок инноваций испытывает острую нехватку квалифицированных менеджеров. В ближайшие годы спрос на этих специалистов будет расти, а вместе с ним и число учебных заведений, занимающихся их подготовкой.
***
У СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ СИСТЕМЫ, КРОМЕ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ И СТАРЕНИЯ КАДРОВ, ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНО СЛАБОЕ МЕСТО - НЕЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. УЧЕНЫЕ НЕ МОГУТ, А ГЛАВНОЕ, И НЕ ДОЛЖНЫ ПРОДВИГАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ИДЕИ. ОНИ ГЕНЕРИРУЮТ ЗНАНИЯ, А ИХ ПРОДВИЖЕНИЕ - ФУНКЦИЯ БИЗНЕСА