http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0b12db94-f932-4525-a37e-c9156b2da9c4&print=1© 2024 Российская академия наук
Устаревшие нормы и термины встали на пути научно-технического прогресса
Чтобы Россия возглавила гонку технологий, отечественная наука нуждается не только в системной государственной поддержке, но и в актуализации правовой базы. Сегодня в ней должен быть сделан упор на прикладную науку и выстраивание её тесной связи с производством. Давно пора обновить и терминологию, которая мешает получать деньги на новые исследования, убеждены учёные. Законодатели полностью поддерживают такой подход и, как стало известно «Парламентской газете», планируют представить новый закон о науке на суд общественности уже в апреле.
Как сейчас регулируют науку
В 1996 году президент Борис Ельцин подписал два документа, которые и поныне составляют законодательную базу для научной деятельности в России. Первый — это Доктрина развития российской науки. В ней прописано, что государство должно обеспечивать развитие фундаментальных научных исследований, повышать престиж научного труда и условий жизни учёных, интегрировать науку и образование, а также создавать условия для конкуренции бизнеса в сфере науки и техники.
Второй основополагающий документ — Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Он регулирует всю научную деятельность в стране, начиная от присуждения учёных степеней и заканчивая финансированием научной деятельности. В нём закреплено, что управление в этой сфере не может нарушать свободу научного творчества. С момента принятия в августе 1996 года в закон внесено 36 изменений и дополнений (последнее — от 23 мая 2016 года).
Область науки и инноваций также затрагивают положения Трудового и Гражданского кодексов, законов «О промышленной политике в РФ», «О статусе наукограда РФ», «О Фонде перспективных исследований», «О Российской академии наук», «Об инновационном центре «Сколково» и многих других — всего более двух десятков законодательных актов.
Новому времени новый закон
Сегодня, когда технологии развиваются буквально с космической скоростью, приоритетом должно стать развитие прикладных научных исследований, считает член Комитета Госдумы по образованию и науке Владимир Кононов. Отсюда понятны направления законодательной работы: правовая база должна обеспечивать внедрение новых технологий в промышленность, сельское хозяйство, образование и все остальные сферы жизни.
Существующую проблему подтвердил министр науки и высшего образования Михаил Котюков на заседании оргкомитета Международного года Периодической таблицы химических элементов в РАН 6 февраля. Он сообщил, что за последние пять лет рост действующих патентов на изобретения увеличился на треть. «Но патент — это ещё не новая технология. Нам необходимо найти практические механизмы, которые бы связывали науку и партнёров», — подчеркнул министр.
Ещё один барьер для развития прикладной науки — устаревшая терминология, сказал «Парламентской газете» генеральный директор НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» доктор технических наук Андрей Дутов. Из-за этого передовые исследования не могут получить нормального государственного финансирования. Учёный привёл в пример термин из Бюджетного кодекса — НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). «НИР — это результат изыскательской деятельности, а ОКР — процесс, определяемый многими ГОСТами и заканчивающийся разработкой конкретного изделия», — пояснил он. Если разделить эти понятия в законе, то удастся создать опережающий научно-технический задел для передовых конструкторских разработок, полагает Дутов.
Есть сложности и по части бумажной работы, обратила внимание директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда. Прежде всего это касается подтверждения квалификации. «Учёным нужно по семь разных статей публиковать! В итоге люди занимаются не новыми открытиями или полезными исследованиями, а выполнением формальных вещей», — посетовала она.
Сейчас законопроект о науке принципиально перерабатывается, в том числе с учётом предложений парламентариев.
Около пяти лет назад Минобрнауки начало работу над новым законом о науке. Депутаты и сенаторы принимали в ней активное участие: по поводу инициативы прошли парламентские слушания, в проект было внесено несколько сотен поправок.
В 2018 году, когда Минобрнауки было разделено на два ведомства, кураторство над инициативой перешло Министерству науки и высшего образования. Сейчас законопроект принципиально перерабатывается, в том числе с учётом предложений парламентариев, рассказал «Парламентской газете» академик РАН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. По его словам, новая версия законопроекта может появиться уже к апрелю, после чего документ будет представлен в Правительство. А по расчётам депутата Владимира Кононова, в конце этого года законопроект поступит в Госдуму.
Сенаторы оперативно помогут учёным
С прошлого года законодательная работа в России ведётся при чутком взаимодействии с научным сообществом. Для этого были приняты поправки в закон о Российской академии наук: теперь она координирует научное обеспечение деятельности органов власти. Также академики могут направлять предложения по совершенствованию законодательства.