http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0b1fac4e-6b1f-48a9-b4d3-ee8b65fa9c45&print=1© 2024 Российская академия наук
Ростовский учёный рассказал о двухмесячной экспедиции в Атлантическом океане. В течение 67 дней научный сотрудник лаборатории гидрологии и гидрохимии отдела океанологии и географии Южного научного центра РАН Клим Григоренко изучал взаимодействие водных масс Антарктики, моря Уэдделла и пролива Дрейка.
Общая длительность экспедиции составила 160 суток: с 1 декабря 2019-го по 8 мая 2020 года. На судне «Академик Мстислав Келдыш» учёные из Москвы, Мурманска, Владивостока, Севастополя, Калининграда, Новосибирска, Ростова-на-Дону и других городов прошли по океану порядка 40,5 тысячи километров. Схема маршрута была построена специалистами московского Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. Донской учёный присоединился к исследованию на четвертом этапе, когда судно стояло в Аргентине.
Научный сотрудник ЮНЦ РАН занимался изучением придонных течений, которые являются одним из компонентов определения климатических изменений на Земле.
- Вода нагревается и остывает намного дольше воздуха, и океан называют аккумулятором тепла планеты. Поэтому, чтобы понять, что происходит с климатом, так важно его изучать, - отметил Клим Григоренко. - Океанические течения на поверхности и на дне переносят теплые воды в холодные районы планеты и наоборот, поддерживая таким образом комфортные условия для жизни на Земле. От полюсов они движутся к экватору, смешиваются с тёплыми водами и возвращаются обратно. Придонные течения очень сложно исследовать: из космоса их не видно, поэтому все наблюдения проводятся исключительно во время экспедиций. Но океан настолько большой, что для составления общей картины, исходя из точечных исследований, требуются многие и многие годы.
Почти в тысяче километров от побережья Южной Америки расположен глубоководный канал Вима с глубинами 4 600-4 700 метров, по которому основная масса антарктических придонных вод двигается на север, с 1980-х годов проведено 25 экспедиций в этом районе. За эти годы исследования показали, что придонные воды нагреваются на 0,01 градуса каждые пять лет. Однако строить прогнозы о каких-либо климатических изменениях пока нельзя. Это связано с тем, что цикличность движения воды у дна в Южной Атлантике (движение от полюса и обратно) длится порядка 30-40 лет. Учёные же ещё не так долго наблюдают эти процессы, так что не проследили даже за одним полным циклом. Когда круг завершится, может оказаться, что температура воды, например, опять опускается.
- Приведу яркий пример. Уже несколько лет люди говорят о глобальном потеплении, таянии ледников. Тем не менее во время нашей экспедиции море Уэдделла, расположенное у берегов Антарктиды, было почти полностью покрыто льдом. И это несмотря на то, что тогда в Южном полушарии было лето. Это лишний раз доказывает, что для составления долгосрочных прогнозов об изменениях в климате нельзя основываться на одном каком-то показателе, а нужно комплексно изучать все физические процессы.
Время года — понятие относительное
Жизнь учёных и команды на судне во время экспедиции заслуживает отдельного описания. «Академик Мстислав Келдыш» - настоящий плавучий институт, причём очень комфортный. Чёткого распорядка рабочего дня у научных сотрудников не было, каждый строил свой график так, как ему было удобно. Камбузная команда стабильно обеспечивала всех четырёхразовым питанием. Единственное неудобство — качка, из-за которой порой в столовой и каютах билась посуда. Однако к ней быстро привыкаешь.
На обратном пути, когда судно проходило мимо Южной Америки, там была осень. На палубе сразу появились загорающие. Небольшой бассейн, специально предназначенный для отдыха, наполнили океанской водой. На экваторе учёные попали в самый разгар лета. Чем дальше двигались на север, тем холоднее становилось, из экваториального лета мы шли в северную весну. В районе Европы температура уже была меньше 20 градусов, так что любители позагорать уже не появлялись. Клим Григоренко с улыбкой сказал, что во время таких переходов понимаешь, что время года — понятие очень относительное.
От кальмара до кита: кого можно встретить в Атлантике
Неповторимое зрелище дарил животный мир Атлантического океана. У берегов Южной Америки вокруг судна стаями плавали пингвины, часто встречались киты, которые нередко выпрыгивали из воды, давая мореходам возможность сделать отличные снимки.
В районе 40-х широт Южного полушария (на таком же удалении от экватора, как Испания в Северном полушарии) «Академик Мстислав Келдыш» прошёл через настоящий мир кальмаров. Здесь собираются промышленные суда со всего мира. Ночью они ярко освещены прожекторами и привлекают этим морских жителей. Издали скопление кораблей напоминает город.
Севернее стали попадаться летучие рыбы, которые бросались врассыпную от судна, за один прыжок преодолевая над поверхностью воды расстояние до 300 метров. Уже ближе к концу пути в море, наконец, появились любопытные дельфины. Конечной точкой экспедиции стал Калининград.
Клим Григоренко добавил, что, находясь в экспедиции вдали от суши, не ощущаешь, что в мире бушует какая-то эпидемия. Движение торговых судов осталось таким же оживлённым, как на трассе. Бросив взгляд на монитор, видишь там сотни значков с флагами разных стран, показывающих, что в морях так же кипит жизнь.
Добавим, что климат Земли во многом формируется за счет процессов, происходящих в Мировом океане, и сотрудники Южного научного центра вовлечены в исследования всероссийского, а часто и международного масштаба в океане, как в экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Также они исследуют локальные проявления изменений климата в Азово-Черноморском регионе. Например, в 2019 году в совместной с Русским географическим обществом экспедиции изучали причины и следствия осолонения Азовского моря, затоки солёных черноморских вод через Керченский пролив. По результатам была построена схема циркуляции Азовского моря в современный маловодный период.