О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В БУДУЩЕМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
30.01.2007
Источник: Энергия - экономика, техника, экология,
Академик В. Е. НАКОРЯКОВ
Основой экономического развития России является ее топливно-энергетический потенциал
При численности населения, равной 2.5% от населения Земли, запасы энергетического сырья в России оцениваются примерно в 30% от суммарных мировых запасов. Естественно считать топливно-энергетический комплекс основным объектом внимания в стратегии развития государства на ближайшее время. До сих пор топливно-энергетический комплекс страны справлялся со своими задачами, однако в настоящее время мы подходим к критическому состоянию. Необходимо выводить весь ТЭК на новый уровень на основе модернизации производства и использования самых передовых технологий.
Экономика и, в частности, промышленность России отличается низкой эффективностью использования энергии и низкой производительностью труда. В нашей стране исторически сложилась недооценка стоимости энергоресурсов.
Топливно-энергетический комплекс России включает в себя нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную промышленность, электроэнергетику, централизованное теплоснабжение, систему магистральных трубопроводов, транспорта энергоносителей, соответствующие структурные формирования в упомянутых отраслях.
Во всех этих направлениях до сих пор сохраняется отставание, которое объясняется недостаточным объемом проведения поисковых геологоразведочных работ, тяжелым финансовым положением производственных структур, искусственно сдерживаемым ростом цен на продукцию ввиду низкой платежеспособности населения и общего плохого состояния экономики. Производительность труда низка, особенно в электроэнергетике. Велик износ основных фондов, в среднем по ТЭКу он превысил 50%, а в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%.
Наблюдается дефицит инвестиционных ресурсов. Эта ситуация несколько улучшилась в связи с ростом цен на нефть на мировом рынке, но в целом сохраняется.
Отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня значительно, мала доля добычи нефти и газа с использованием современных методов, неэкономично энергетическое оборудование, высока степень износа оборудования на электростанциях, низок его коэффициент полезного действия, нетрадиционные возобновляемые источники энергии практически не используются. В течение многих лет говорится о необходимости создания цивилизованного конкурентного энергетического рынка, но, с моей точки зрения, здесь мы имеем полный провал.
Так называемая реструктуризация электроэнергетики не достигла конечной цели - снижения тарифов, и ясно почему. Электроэнергия по своей сути не является рыночным товаром, так как ее нельзя запасать и она не обладает разнообразием качеств. Все отрасли ТЭК относятся к естественным монополиям. Приватизация существенной части ТЭК не обеспечила ожидаемого повышения эффективности функционирования производственных структур комплекса. Связано это с тем, что ТЭК не является изолированной структурой в стране. Рыночная инфраструктура, банковские структуры, банковско-денежная система не вышли на уровень, необходимый для создания благоприятных условий для инвестирования в эти отрасли.
Сложным является положение с охраной окружающей среды. Топливно-энергетический комплекс - крупнейший ее загрязнитель: 48% вредных газообразных веществ, 27% жидких и 30% твердых отходов приходится на долю ТЭК.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в электроэнергетике и энергомашиностроении. Этим отраслям необходимо перейти на новый технологический уровень как можно быстрее. Переход этот должен совершаться как за счет импорта оборудования, так и за счет развития собственного машиностроения.
За годы перестройки была разрушена система прикладной науки. Многие прекрасные институты энергетической отрасли, такие как Центральный котло-турбинный институт, Всесоюзный научно-исследовательский институт нефти, Всесоюзный теплотехнический институт и другие практически лишены возможности реально влиять на процессы, происходящие в энергетике.
Академия наук за годы перестройки не пользовалась благосклонностью правящих структур. Особенно большой разрыв наметился в деятельности Министерства энергетики, РАО ЕЭС и Отделения физико-технических проблем энергетики РАН с приходом в Министерство Б. Немцова. Контакты устанавливаются лишь сейчас. На примере электроэнергетики можно видеть, к каким разрушительным последствиям привело вторжение дилетантов в народное хозяйство. Сейчас А. Чубайс взывает о помощи со стороны государства.
Наверное, поэтому необходимо вкладывать государственные средства в электроэнергетику, нефтяную, газовую и другие отрасли. Однако, на мой взгляд, прямое инвестирование в эти отрасли необходимо производить на основе создания новых государственных структур, государственных электростанций, государственных научно-исследовательских институтов. Возможна и национализация некоторых предприятий, относящихся к этой сфере, если анализ показывает, что они имеют неэффективных хозяев. Естественно, ТЭК должен производить на экспорт не только сырье, но и высококачественные топливные ресурсы, такие как продукты переработки нефти, газа, угля. Для этого необходимо создание новых технологий, новых предприятий. Вот куда следует вкладывать государственные ресурсы.
В дополнение к этому необходимо восстановление структуры управления, разрушенной во время перестройки. Сейчас вместо Министерства энергетики остался небольшой централизованно управляемый кусок РАО ЕЭС и сравнительно небольшой департамент в Министерстве промышленности и энергетики. Возможно, структура управления энергетикой должна быть восстановлена либо в виде министерства, либо в виде Госплана нового типа со своим инвестиционным фондом, находящимся под контролем Минфина и Министерства экономического развития. Важно, чтобы этот орган формировался не только из экономистов, но прежде всего из специалистов-энергетиков. Опыт показал, что там, где во главе производства стоят экономисты, процессы развития заторможены вследствие непонимания непрофессионалами специфики отрасли.
Убежден, что новые предприятия всех отраслей энергокомплекса должны быть государственными. Только в этом случае мы создадим нормальную атмосферу в стране. Я не говорю о национализации, она возможна лишь в том случае, когда собственники неэффективны, но и при достаточно эффективных собственниках в России с ее спецификой - склонностью к коррупции, непониманием частью владельцев их долга перед государством необходима конкуренция со стороны госпредприятий. В электроэнергетику страны необходимо вложить десятки миллиардов рублей, как просит РАО ЕЭС, но более рационально вкладывать средства в строительство новых предприятий, которые были бы собственностью государства.
Нефтегазовый сектор обеспечивает основные доходы страны. Вследствие этого экономика страны находится в рискованной зоне постоянного колебания уровня цен. Однако сейчас благоприятный момент для инвестиционного рывка в этой отрасли благодаря высоким ценам на нефть.
Вложения в эту отрасль на основе наукоемких технологий потребуют одновременного развития отраслей, которые обеспечивают сбыт этой продукции и спрос на нее. Необходимо создание внутреннего рынка для потребления, чему должно способствовать развитие автомобиле- и авиастроения, нефтепереработки и т.д.
Для развития энергетики нужно реанимировать энергомашиностроение. Эта отрасль в стране всегда была одной из ведущих. Сейчас многие предприятия энергомашиностроения оказались в руках собственников беспомощных, профессионально некомпетентных. Совершенно необходима инвентаризация отрасли с последующей национализацией предприятий с неэффективными собственниками. Без такой "хирургии" мы не выйдем из создавшейся ситуации.
Таким образом, при разработке политики инвестиций в науку в энергетике необходимо форсировать развитие фундаментальной и прикладной научной деятельности в области нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетики, атомной энергетики, зарождающейся водородной энергетики. Прямые инвестиции в реализацию новых технологий, разработанных в стране, рационально производить в государственном секторе этих отраслей. Следует создавать настоящую рыночную среду внутри страны за счет конкуренции между государственными предприятиями, корпорациями и зачастую квазиэффективными новыми хозяевами производства. Как воздух нужен мощный государственный орган, сформированный из специалистов-профессионалов.
Энергетика требует таких чрезвычайных мер. Они уменьшат сроки реализация новых проектов, и это заставит подтянуться корпорации и естественные монополии.
Вторичные энергоресурсы, вследствие их меньшей масштабности, могут использоваться на основе новых научных разработок без прямой помощи государства, но при проведении определенной банковской политики регулирования цен и тарифов, в частности с помощью использования механизма Киотского соглашения. Многие энергосберегающие технологии, например тепловые насосы, не могут быть реализованы в настоящее время без снижения тарифов на электроэнергию, как это делается в мире. Развитие энергетического сектора, рынка потребления энергоресурсов и производственной базы энергетических предприятий будет способствовать экономическому росту в других отраслях. Этот путь подъема экономики России кажется, наиболее естественным и соответствует роли нашей страны в мире.