http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0b398cb6-10ba-42d8-8588-32fa51f8a3a0&print=1
© 2024 Российская академия наук

Сколково как новый правовой и этический кодекс

23.01.2011

Источник: Газета.ру

Директор программы MBA школы управления Сколково Серж Хейвард о будущем иннограда

 

Одна из основных задач, стоящих перед проектами «Сколково», – добиться конкурентоспособных результатов, во что бы то ни стало и в короткий срок, считает директор программы MBA школы управления Сколково Серж Хейвард. В развитии обоих проектов – школы и иннограда – многое будет зависеть от устанавливаемой культурно-этической среды, полагает он.

Один из открытых вопросов в общественных науках касается возможной связи между демократическими свободами и успешным развитием. Вопрос этот далеко не однозначен. На макроэкономическом уровне, особенно сегодня, учитывая рост и развитие Китая, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, напрашивается ответ, что залог успеха в сильном, авторитарном лидере. Когда в условиях затянувшегося кризиса многие экономисты связали свои надежды не с Европой и США, а с быстроразвивающимися экономиками, инновационные бизнес-школы стали воспитывать сильных лидеров, кризис-менеджеров.

Исследования показывают, что нравственные нормы, доминирующие в школах, готовящих бизнес-элиту, значительно влияют впоследствии на корпоративную культуру бизнеса.

Школы транслируют студентам не только средства достижения успеха, но также нормы поведения, которые и определяют ценность той или иной бизнес-школы и ее выпускников. Не будет преувеличением сказать, что сегодня в школе управления Сколково пишется этический кодекс для российских корпораций XXI века.

Около 80% преподавателей в школе Сколково – европейцы и американцы с существенным опытом в бизнес-консалтинге. Большинство из них убеждены, что, несмотря на идеи о российской специфике, о том, что западные принципы могут препятствовать быстрому экономическому росту, исторически именно демократические свободы ведут к большей экономической стабильности.

Лет двадцать назад, когда я начинал академическую карьеру в Лондоне, одним из первых поразивших меня отличий «академии» от «индустрии» была гипертрофированная принципиальность профессоров практически во всех вопросах.

В первый год своей преподавательской деятельности в бизнес-школе я работал с профессором из Германии Хербертом, который читал вместе со мной курс лекций по микроэкономике. Херберт завалил на экзаменах треть класса, и все попытки со стороны руководства школы изменить ситуацию отвергались им с помощью очевидного аргумента: никому не позволительно посягать на оценку профессора.

Международное объединение «Академия за академические свободы» сформулировало два основных принципа академических свобод. Как внутри, так и за пределами учебного заведения или научного института допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе в отношении противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения. Учебные заведения и научные институты не имеют права ограничивать академические свободы своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения.

В одной из недавних бесед президент школы Сколково Рубен Варданян напомнил мне слова бывшего президента IMD Питера Лоранжа: раз учебное заведение создает стоимость, им можно управлять, как любой другой организацией. Принципиальность людей из академической среды радует тем, что даже работая в корпоративной среде, где лояльность может цениться превыше мастерства, профессор остается профессором. Одним из моих коллег по «экспатовской» жизни в Москве был профессор из Бельгии. Невысокого роста, с чувством собственного достоинства во всех своих движениях, он скорее готов был хлопнуть дверью, оставив за спиной невыплаченной существенную сумму гонорара, чем изменить своим принципам.

Лет двадцать назад, когда я начинал академическую карьеру в Лондоне, одним из первых поразивших меня отличий «академии» от «индустрии» была гипертрофированная принципиальность профессоров практически во всех вопросах.

В первый год своей преподавательской деятельности в бизнес-школе я работал с профессором из Германии Хербертом, который читал вместе со мной курс лекций по микроэкономике. Херберт завалил на экзаменах треть класса, и все попытки со стороны руководства школы изменить ситуацию отвергались им с помощью очевидного аргумента: никому не позволительно посягать на оценку профессора.

Международное объединение «Академия за академические свободы» сформулировало два основных принципа академических свобод. Как внутри, так и за пределами учебного заведения или научного института допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе в отношении противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения. Учебные заведения и научные институты не имеют права ограничивать академические свободы своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения.

В одной из недавних бесед президент школы Сколково Рубен Варданян напомнил мне слова бывшего президента IMD Питера Лоранжа: раз учебное заведение создает стоимость, им можно управлять, как любой другой организацией. Принципиальность людей из академической среды радует тем, что даже работая в корпоративной среде, где лояльность может цениться превыше мастерства, профессор остается профессором. Одним из моих коллег по «экспатовской» жизни в Москве был профессор из Бельгии. Невысокого роста, с чувством собственного достоинства во всех своих движениях, он скорее готов был хлопнуть дверью, оставив за спиной невыплаченной существенную сумму гонорара, чем изменить своим принципам.

Одна из основных задач, стоящих перед этими проектами государственной важности, – добиться конкурентоспособных результатов во что бы то ни стало и в короткий срок. А что если начнут сбываться слова нобелевского лауреата, физика Андрея Гейма, сказанные в ответ на приглашение приехать поработать в инноград Сколково: «Один проект «Сколково» ничего не решит, даже если в него заливают с таким пионерским, молодогвардейским пылом миллиарды. Потому что сегодня заливают, а завтра из-за отсутствия результатов (а так и будет) скажут «привет!». Все свободны».

Глядя на международный опыт, я убежден, что в развитии обоих проектов «Сколково» многое будет зависеть от устанавливаемой культурно-этической среды. Несмотря ни на что, я продолжаю верить, что демократические принципы, академические свободы и нравственные нормы станут ядром проектов «Сколково», станут основой для нового экономического «прорыва» и определят, какими средствами он будет осуществляться.