http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0cb223d4-005d-4e95-a4b7-d78095a2133f&print=1© 2024 Российская академия наук
Беседую я с академиком Российской академии наук Анатолием Коротеевым, генеральным директором Исследовательского центра имени М.В. Келдыша, специалисты которого участвуют в проекте создания космического корабля будущего. Поводом обратиться к нему послужила новость о том, что коллеги из корпорации "Росатом" собрали первый тепловыделяющий элемент (ТВЭЛ) для атомного реактора, которым будет оснащен этот самый корабль. То есть, он - корабль - отнюдь не фантастика, как могло бы показаться на первый взгляд.
- Идут дела, - подтверждает Анатолий Сазонович. - Надеюсь, что изготовим ядерную энергодвигательную установку (ЯЭДУ) - так правильно называть этот агрегат - и транспортно-энергетический модуль в запланированный срок.
Нагреть и перегреть
Идея использовать в ракетах ядерную энергию возникла почти сразу после того, как появилась возможность ее получать. В подобных разработках участвовали еще Игорь Курчатов, Мстислав Келдыш и Сергей Королев. Американцы тоже в этом смысле не дремали. В итоге, экспериментальные атомные ракетные двигатели были созданы - как у нас, так и у них. Опытные образцы были испытаны еще в 60-е годы. Они демонстрировали возможность повысить удельную тягу, в два-три раза превышавшую ту, которая создавалась в двигателях на химическом топливе. Просто в силу того, что нагревалось рабочее тело малого молекулярного веса.
Использованная в тех двигателях принципиальная схема, называемая прямоточной, была такова: рабочий газ - водород - проходил через раскаленный реактор, нагревался там. Далее, вырываясь с огромной скоростью через сопло, создавал тягу.
На подобных двигателях вполне можно было бы летать, если бы они не давали радиоактивный выхлоп. Реактивная струя, хоть и не сильно, но все-таки была заражена. Проекты свернули.
То самое голубое свечение
Интерес к ядерной энергии в космосе возродился во многом благодаря тому, что появилась новая схема ее использования. Без радиоактивных выбросов.
Энергоустановка будет работать по замкнутому циклу. Нагретый газ станет вращать турбину, турбина - генератор, который вырабатывает электричество. А оно уже приведет в действие двигатели.
Вот такую ЯЭДУ и создают в Исследовательском центре имени М.В. Келдыша.
- Похожий принцип реализован сейчас в гибридных автомобилях, - поясняет Анатолий Коротеев. - Привод от двигателя - не сразу на колеса, а сначала на генератор. Его электричеством питаются электромоторы, вращающие колеса.
Только вместо колес в космическом корабле - так называемые плазменные двигатели. Тягу в них создает какой-нибудь инертный газ. В нашем случае это ксенон.
Газ поступает в разрядную камеру, ионизируется и становится электрически заряженной плазмой. Она попадает в ускоритель, в котором электрическое или магнитное поле разгоняет заряженные ионы. Вырываясь, они и создают голубое свечение. Как у инопланетян.
Скорость истечения плазмы из двигателя может достигать десятков километров в секунду.
- Предложенная нами схема позволит увеличить удельную тягу в 10 раз по сравнению с той, которую удавалось получить в прямоточных ядерных двигателях, и в 20 раз, чем в нынешних - химических, - говорит Анатолий Коротеев. - Это, без преувеличения, качественный скачок.
Да хоть куда
- Куда ваши двигатели могли бы довезти? - интересуюсь я.
- Надо будет на Луну или на Марс полететь? Пожалуйста! - отвечает Анатолий Сазонович. - Можно будет добраться с существенно меньшими затратами, чем на кораблях с традиционным двигателем.
- А если за пределы Солнечной системы?
- Увы, достигаемая скорость - пусть даже в 100 или 200 километров в секунду - будет мала для пилотируемой экспедиции хотя бы к ближайшей звезде. Человеческой жизни все равно не хватит, чтобы до нее долететь. Но межпланетные путешествия вполне реальны. А это позволит создать обитаемые базы и на Луне, и на Марсе и время от времени менять их обитателей.
СПРАВКА КП
Транспортно-энергетический модуль создают по распоряжению Президента России. Исследовательский центр имени М.В. Келдыша - головная организация в проекте, отвечающая за создание ядерной энергодвигательной установки. Собственно за реактор и его элементы отвечает Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетических технологий (НИКИЭТ), входящий в систему "Росатома".
Отдельные элементы "начинки" космического корабля создают Курчатовский центр, Обнинский физико-энергетический институт, КБ химического машиностроения, Институт электромеханики, КБ химической автоматики, Подольский научно-исследовательский технологический институт.
ОГЛЯНИСЬ
Какой увидят Землю люди, добравшиеся до Марса
Американский автоматический зонд Mars Reconnaissance Orbiter, который сейчас кружит над Красной планетой, обычно ее и снимает посредством своей камеры высокого разрешения. Но тут специалисты НАСА развернули камеру и сфотографировали Землю. Именно такой ее увидят и члены марсианской экспедиции, которая когда-нибудь обязательно состоится. А в кадр еще и Луна попала
С орбиты Марса заметно, что на Земле процветает жизнь. Хорошо видны голубые океаны, зеленые материки и белые облака.
В НАСА уверяют, что никогда прежде не показывали нашу планету в таком ракурсе. И столь крупно. Специалисты, конечно, имеют в виду, панораму, которая открывается с соседней планеты.
СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ СЕТИ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБСУДИЛИ В НОВОСИБИРСКЕ
29.09.14 | Организация науки: Академическая наука |
Вторую экспертную сессию «Стратегия развития сети научных организаций» провело в Новосибирске Федеральное агентство научных организаций. Очередной этап консультаций прошёл при участии руководства Российской академии наук. Дискуссия была посвящена формам эффективной кооперации академических институтов. Представители научного сообщества предложили развивать сеть научных организаций в форме консорциумов и ассоциаций, сообщается на сайте ФАНО России.
В работе второй экспертной сессии приняли участие более двухсот директоров научных организаций из Сибирского федерального округа, Якутии и Тюменской области. От Российской академии наук на встрече присутствовали заместитель президента РАН Владимир Иванов и председатель Сибирского отделения РАН, академик Александр Асеев. Открыл работу форума заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций Алексей Медведев. Выступая перед участниками сессии, он подчеркнул, что мнение научного и академического сообщества в вопросах дальнейшего развития сети исследовательских институтов будет решающим.
«Цель проведения экспертных сессий понятна. Мы собрались, чтобы вместе обсудить пути дальнейшего развития сети научных организаций, какими должны быть подходы, каким образом решение этих задач должно разворачиваться во времени. Собранная информация будет обобщена и ляжет в основу наших предложений, которые мы подготовим для руководства страны», – сказал Алексей Медведев.
При этом, как отметил Алексей Медведев на первой экспертной сессии в Санкт-Петербурге, по итогам анализа собранных предложений, ФАНО России совместно с РАН и корпусом экспертов, в который войдут руководители научных коллективов, выберут несколько пилотных проектов. На них будут апробированы различные интеграционные модели. Результаты, полученные в ходе пилотных проектов, вновь будут тщательно проанализированы, с тем, чтобы лучше настроить систему. Новые формы кооперации будут внедряться постепенно.
Заместитель руководителя ФАНО России также призвал участников встречи к открытому диалогу. По его словам, Агентство готово рассмотреть любые подходы к интеграционным проектам, включая предложение «оставить все как есть». Однако сторонников последнего варианта он попросил принять во внимание тот факт, что поиск новых форм кооперации продиктован временем.
Подводя итог работе второй экспертной сессии, председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев отметил, что диалог между ФАНО России и научным сообществом получился конструктивным и очень полезным.
Третья экспертная сессия «Стратегия развития сети научных организаций» пройдет 30 сентября в Екатеринбурге.