http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0d099c72-a4d8-4f9d-ab2b-fc88a20c9b9c&print=1
© 2024 Российская академия наук
«Сегодняшняя реальность – это практически всеобщее высшее образование, и люди считают, что это в каком-то смысле ключ к успеху, а в каком-то смысле мода», – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Высокообразованные люди не только хотят получать большую зарплату. «Образование, не давая нормальную, интересную работу, превращается в “камеру хранения”. Человек какое-то время в этой “камере хранения” находится, а потом выходит с чувством дискомфорта, с чувством претензий, обиды к государству, которое, с одной стороны, обеспечило его образованием, а с другой – выставило стенку, тупик после того, как он этого образования добился», – пояснил министр.
Серьёзная проблема – «востребованность человека экономикой». Власть сегодня ставит задачу создать 25 миллионов новых рабочих мест, при этом уровень квалификации людей, их компетенций должен этим местам соответствовать. Поэтому особое внимание, по мнению Андрея Фурсенко, надо уделять переподготовке кадров. Государство должно информировать граждан о том, «какие массовые профессии будут востребованы с точки зрения перспектив развития экономики завтрашнего дня, причём не только российской, но и мировой».
В вопросах поддержки приоритетных направлений развития образования важно тесное сотрудничество с реальным сектором экономики и с публичным сектором, убеждён глава Минобрнауки России. Существенные риски, по его мнению, состоят в том, что «работодатель формулирует представление о квалифицированных кадрах на основе экономики не завтрашнего, а сегодняшнего, иногда вчерашнего дня».
Благодаря комплексу инициированных министерством мер наметились позитивные сдвиги «в организации реальных связей между профессиональным образованием и бизнесом, производством». Некоторые работодатели участвуют в создании образовательных и профессиональных стандартов. «Изменился ландшафт системы образования. Мы поддержали группу ведущих вузов, к управлению которыми активно привлекаются представители реального сектора экономики. Представители бизнеса в наблюдательных советах [вузов] перестали быть “свадебными генералами” – они участвуют в формировании политики», – отметил министр. Напомнил он и о постановлении Правительства РФ № 218, направленном на развитие кооперации вузов с промышленностью. Деньги на осуществление инновационных проектов вузами переданы не им, а промышленным предприятиям, которые, добавляя свои средства, заказывали работы вузам, уточнил Андрей Фурсенко. Реализация этого постановления идёт нелегко. Так, 15 процентов заявителей из числа предприятий отказалось от проектов. Однако среди почти сотни действующих проектов «примерно процентов 30 – весьма успешные».
Кроме того, задействованы такие инструменты сотрудничества между вузами и производством, как программы инновационного развития компаний, технологические платформы, система базовых кафедр. «Сегодня наша задача – добиться того, чтобы эти базовые кафедры были не только в научных учреждениях, но и в реальном бизнесе», – заявил министр. По его словам, уже «возникли корпоративные кафедры, корпоративные факультеты».
Отметил Андрей Фурсенко и результативную работу в этом направлении Фонда Бортника, а также создание почти 1,5 тысячи малых предприятий при вузах. И хотя министерство подвергается критике за то, «почему так медленно движемся», МИПы, как сказал министр, «зарабатывают реальные деньги, там работают не только преподаватели, туда приходят выпускники вузов, студенты, они создают свой инновационный бизнес». И добавил, что «такие вещи не делаются скачком, по приказу, они делаются за счёт того, что возникают творческие люди, которые готовы это реализовывать». Наиболее интересны сегодня инновации в самых конкурентных отраслях и направлениях экономики России, которые, по мнению главы Минобрнауки России, связаны «с природными ресурсами и с нашей огромной территорией». Здесь они могут дать большой эффект.
Ещё один вопрос, на который обратил внимание Андрей Фурсенко в контексте развития образования, – это востребованность человека в обществе. Противопоставление технического образования гуманитарному, по его мнению, неоправдано.
«Ставка на технический прогресс как единственную основу прогресса общественного – иллюзорна», – подчеркнул министр.
По его данным, доля финансирования технических, фундаментальных, наук в структуре расходов на науку в России составляет 45 процентов, что более чем вдвое превышает европейские показатели. А науки о жизни «мы финансируем недостаточно», считает Андрей Фурсенко.
«В сферах развития образования и науки нам необходимо последовательно уходить за пределы технократического сценария, уходить от отраслевого разделения к конвергенции знаний, – таково мнение главы Минобрнауки России. – Самые интересные исследования сегодня не разделяются по направлениям. Например, известные направления нано-, био-, информационные и когнитивные технологии невозможно однозначно отнести к естественно - научной или к гуманитарной сфере». Людей надо с детства приучать к тому, что «мир един и знания едины». Поэтому и подход к образованию должен быть конвергентным, в том числе в вопросах разработки новых стандартов – как школьных, так и профессиональных, – надо постепенно двигаться к натурфилософии, заключил министр.