http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0d0dccd5-8a62-443b-b474-910b467d82de&print=1
© 2024 Российская академия наук

Зачем быть университетом

26.05.2010

Источник: АиФ, Елена Поляковская



 

Президент Медведев на встрече с молодыми российскими учеными.

Премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение, которым присвоил категорию "национальный исследовательский университет" очередным 15 российским вузам.

Впервые такие университеты были определены в прошлом году, и теперь в программе участвуют 29 высших учебных заведений страны. Далеко не все из них столичные. Особый статус правительство присваивает вузу сроком на 10 лет.

Решение о наделении вуза статусом научно-исследовательского университета принимается на основании заявки и по результатам конкурса, который проводит Минобрнауки. Официальный сайт ведомства, отвечающего за науку и образование в России, определяет научно-исследовательский университет как высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Впрочем, это скорее декларация о намерениях. Для руководства российских вузов одна из главных привлекательных деталей нового статуса научно-исследовательского университета - безусловно, внушительное государственное финансирование, считает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина:

- Объемы финансирования очень существенные. Они измеряются миллиардами рублей. Конечно, там очень четко и жестко прописана ответственность за расходование этих средств. Они должны идти на закупку оборудования, подключение к информационным базам данных, оплату тех сотрудников, которые занимаются разработками. То есть это не текущее финансирование, это именно программные средства. Но объем этих средств существенный.

Академик Российской академии наук, в недавнем прошлом ректор Московского авиационного института Юрий Рыжов считает, что в том, что вузы стремятся получить деньги, выделенные по этой программе государством, нет ничего удивительного:

- Борьба за деньги для вузов естественна, потому что вузы все-таки у нас нищие. Для того чтобы просто удержать на плаву вуз, будут бороться за те деньги, которые обещаны под эти университеты. Можно выиграть эти деньги, но очень трудно эффективно их использовать и еще труднее добиться новых качественных результатов, хотя бы продолжить то, что существует.

Государственная программа, которой, по сути, является присвоение статуса научно-исследовательского университета, естественно, ставит перед вузами определенные задачи. О них рассказывает ректор Томского государственного университета Георгий Майер:

- Для 29 университетов страны на сегодня установлена эта категория. По приоритетным направлениям развития, которые каждый вуз сам себе записывает в программу, они должны выйти на мировой уровень подготовки кадров, внедрения научных результатов, по поднятию технологических секторов промышленности. В частности, для Томского университета эти пять направлений таковы: нанотехнологии и материалы, информационные телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, ракетно-космические системы и реализация социогуманитарного потенциала. По этим направлениям необходимо выйти на уровень такой, на котором работают зарубежные исследовательские университеты.

Выделение внушительных средств на программу требует строгой отчетности вузов перед государством. Бюрократические формальности в данном случае неизбежны, считает Ирина Абанкина:

- Контроль за расходованием этих средств будет очень жесткий. Более того, будут требовать частую или квартальную отчетность, так, чтобы финансирование обеспечивало достижение результата. Но опасения бюрократизации и формальной отчетности, конечно, существуют.

Академик Юрий Рыжов опасается, что бюрократические формальности могут стать препятствием для динамичного развития науки:

- Теперь для того, чтобы использовать эти средства на науку в вузе, по ним начнется жуткая бюрократическая переписка. В университетах Соединенных Штатов сегодня самый простой молодой исследователь имеет право, ничем не обосновывая, заказать оборудование примерно на 100 тысяч долларов. Это небольшая сумма, но это свобода выбора направления или способа проведения исследования. У нас же будет длинная переписка с какими-то отчетностями и со сроками поставки. Там это поставляется на следующий день, здесь этого надо ждать годами. Это пример того, как должна оснащаться - и как не оснащается у нас - приборами и оборудованием научно-исследовательская деятельность.

С научно-исследовательскими университетами и с выделением финансирования на этот проект многие связывают не только надежды на возвращение престижа отечественной науки, но и на возвращение в Россию отечественных ученых. Академик Юрий Рыжов считает, что проблема гораздо глубже:

- Утечка мозгов происходит потому, что люди по экономическим причинам не могли оставаться в системе науки и образования, чтобы просто прокормить семью.

Вектор движения государство выбрало правильный, но одних лишь вложений в научную базу вузов недостаточно, говорит директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина:

- Мне кажется, что путь правильный. Но переоценивать значение этих программ развития, которые предоставлены вузам, для того, чтобы сколько-нибудь значимо, массово вернулись наши ученые, я бы не стала, потому что для этого слишком много надо - кроме самого университета, еще в целом вся инфраструктура научной деятельности, научного обсуждения, научной среды и тех условий проживания, которые сопровождают не только работу в университете, но и жизнь наших крупных научных центров.

Из федерального бюджета на государственную поддержку программ развития национальных исследовательских университетов в 2009-2014 годах планируется выделить 49,8 млрд. рублей. Еще 45 млрд. рублей будут выделены из внебюджетных источников на софинансирование программ.