http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0d1665df-b3ef-41c5-9446-0f2828295408&print=1© 2024 Российская академия наук
«Во время нынешнего кризиса произойдёт инновационный скачок. В кризисные моменты всегда совершаются великие открытия», — эти слова Билла Гейтса стали лейтмотивом прошедшего 23 октября 2008 года круглого стола «Как влияет финансовый кризис на отечественный инновационный сектор?». По мнению его участников, сейчас инновационное развитие России возможно как никогда ранее, и государство должно не упустить этот шанс, а использовать его для инновационного прорыва России.
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и Агентство по развитию инновационного предпринимательства (АРИП) провели 23 октября в Москве круглый стол на тему «Как влияет финансовый кризис на отечественный инновационный сектор?».
Список участников выглядел солидно: руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы, министр правительства Москвы Михаил Вышегородцев, председатель подкомитета Государственной думы РФ по технологическому развитию Илья Пономарёв, заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Дмитрий Северов, вице-президент РАН, академик Сергей Алдошин, генеральный директор АРИП Алексей Костров, исполняющая обязанности генерального директора ОАО «Росинфокоминвест» Ираида Кириллина.
В своём вступительном слове ведущая круглого стола президент НАИРИТ Ольга Ускова заявила: «В настоящий момент мы наблюдаем естественный испуг и закономерное сокращение инновационных расходов и исследовательских программ бизнеса». Однако, по мнению ведущей, этот испуг носит краткосрочный характер, и бизнес достаточно скоро поймёт преимущества инвестиций в высокие технологии. Кризис обещает быть и затяжным, и очень глубоким, а это означает, что придётся искать новые драйверы роста. И это очень хорошо для рынка инноваций, особенно — российских.
Справка STRF:
По данным НАИРИТ, за время кризиса общие расходы на инновации в российской экономике уменьшились на 180—190 миллиардов рублей. При этом больше всего сократили свои расходы крупные корпорации (на 50—60%) и бизнес-ангелы (около 40%). Венчурные фонды урезали около 20% инвестиций. Госсектор с 5—7-процентным сокращением выглядит самым оптимистичным
«До сих пор 85% инвесторских проектов, которые рассматривала НАИРИТ, составляли финансовые “мыльные пузыри”. Это не были инновации в технологии и науку. Такое положение дел крайне затрудняло нашу работу и с финансистами, и рыночными экспертами по проектам, требующим реальных вложений в реальное производство. Сегодня финансовая игра невозможна. Спекулянты уходят из венчурного бизнеса, уступая место квалифицированным венчурным инвесторам, желающим вкладывать в реальные, а не в спекулятивные и краткосрочные инновационные проекты».
Одновременно меняется качество отбора проектов для предоставления венчурных инвестиций. Принятием решений неизбежно будут заниматься не финансисты и чиновники, а профессиональное экспертное сообщество. В подтверждение своих слов докладчица упомянула образование Совета генеральных и главных конструкторов при председателе Правительства Российской Федерации, в состав которого вошли ведущие учёные и специалисты в области высокотехнологичных секторов экономики.
По мнению г-жи Усковой, кризис стимулирует инновации. Когда в экономике всё идёт хорошо, для бизнеса более привлекательны простые и краткосрочные финансовые инструменты повышения доходности, он мало думает об эффективности, так как денег хватает на всё. Кризис же задаёт новые, гораздо более жесткие, условия существования, и в этом смысле инновации (технологические и управленческие) становятся императивом развития.
Г-жа Ускова рассказала о своей недавней беседе с Биллом Гейтсом (бывший глава Microsoft является одним из крупнейших венчурных предпринимателей планеты). Гейтс заявил, что не собирается отзывать свои инвестиционные программы, в том числе две российские. «Я делаю это не по инерции, а из чистого расчёта, — сказал Гейтс. — Во время этого кризиса произойдёт инновационный скачок. В кризисные моменты всегда происходят великие открытия».
Билл Гейтс: «Во время этого кризиса произойдёт инновационный скачок. В кризисные моменты всегда происходят великие открытия. Во время Великой депрессии появились телевидение (1929) и виниловые грампластинки (1930), была открыта планета Плутон (1930). В 1931 году появились автомобильные радиоприёмники, а в 1932 году компания «Boeing» выпустила первый в мире пассажирский самолёт»
Ольга Ускова отметила тот факт, что 37% российских инноваторов, по данным НАИРИТ, уверены в том, что кризис скажется на их деятельности положительным образом, а 32% считают, что не скажется никак. Только 23% готовятся к худшему и ещё 8% затруднились с ответом. «Мы должны выжать из этого кризиса все возможности, чтобы занять лидирующие позиции в мире», — подытожила ведущая круглого стола.
Затем слово взял Илья Пономарёв. «В финансах отрасли ИТ в России, — сообщил депутат, — очень мала доля заёмных средств. Наши зарубежные конкуренты находятся в гораздо худшем положении. По экспорту программного обеспечения и услуг Россия сейчас занимает третье место в мире после Индии и Китая. В этих странах уже начались сокращения специалистов в данной области. В России ничего подобного не наблюдается».
Сейчас спрос со стороны реального сектора сокращается, но это эффект шока, подчеркнул г-н Пономарёв. Совсем скоро спрос на информационные технологии многократно вырастет. Докладчик привёл пример из практики своей работы в компании ЮКОС в 90-е годы: «При цене нефти в 60 долларов за баррель все становятся пессимистами. Но в середине 90-х нефть стоила 8—12 долларов, и в тех условиях нефтяники тратили на ИТ большие средства, потому что они помогали оптимизировать организацию работы и тем самым экономить деньги. Это — реалия кризиса, а когда всё идёт хорошо, оптимизировать и экономить хотят меньше».
Г-н Пономарёв подверг жёсткой критике инициативу Министерства финансов РФ по введению плоской ставки единого социального налога (ЕСН) вместо регрессивной, при которой компании с большей средней зарплатой отчисляют в бюджет меньший процент фонда оплаты труда. Одновременно Минфин тормозит введение особого налогового статуса для компаний, занятых в сфере инноваций. При сохранении общего налогового статуса плоская шкала ЕСН сделает инновационную продукцию дороже на 15%, снижая её конкурентоспособность.
Выступивший затем Михаил Вышегородцев отметил, что в 2008 году Московский венчурный фонд смог разместить только 400 миллионов рублей — ровно половину имеющихся у него средств. Докладчик объяснил это недостаточным количеством представленных должным образом проектов.
Участникам круглого стола были заданы вопросы, большинство которых касались инновационных проектов присутствовавших.
Один из участников внёс предложение о разработке государственной научно-технической доктрины. По-видимому, озабоченность текущими кризисными проблемами позволяет российским инноваторам не пугаться, а ориентироваться на долгосрочную перспективу. Главное, чтобы государство, вынужденное под давлением кризиса впервые за последние восемь лет реально заниматься экономическими реформами, не испугалось до такой степени, чтобы приняться за сокращение расходов на науку и инновации.