http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0d6c6069-094b-4de0-b7d7-4eca2cf4847c&print=1© 2024 Российская академия наук
В Кремле объявлены имена учёных, получивших главные научные премии за 2011 год
В нынешнем году в распределении госпремий за научно-технические достижения сложно не усмотреть этакий великодержавный подтекст: государство поощрило не только медико-биологические разработки, но и открытие месторождений платины и золота, а также создание радиолокационных станций нового поколения.
«Недра наши неисчерпаемы, а военная мощь грозна», – явно читалось между строк указа, добросовестно, вплоть до имени подписанта, озвученного в Малахитовой гостиной Кремля Юрием Осиповым, президентом Российской академии наук, замглавы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию.
Математик Юрий Осипов назвал своими кумирами в науке Эйлера, Пуанкаре, чьи гипотезы «загадали загадки всему миру», и Арнольда, «человека крупнейшего калибра»
Создатели РЛС «Воронеж» – единственные лауреаты этого года не из числа академиков РАН. Сергей Боев возглавляет концерн «Радиотехнические и информационные системы», Сергей Сапрыкин – генеральный конструктор научно-производственного комплекса «НИИ дальней радиосвязи», Валерий Карасёв – главный конструктор РЛС высокой заводской готовности в Радиотехническом институте имени академика А.Л. Минца.
Премированная радиолокационная станция «Воронеж» имеет радиус действия 6 тысяч километров, так что радар, размещённый в конце 2011 года в Калининграде, позволяет контролировать не только Старый Свет, но и Атлантику. Ещё 2 станции находятся в посёлке Лехтуси Ленинградской области и в Армавире Краснодарского края. Четвёртая РЛС нового типа будет развёрнута в Усолье-Сибирском Иркутской области для надзора за воздушным пространством над территорией Китая.
Новые технологии позволили значительно повысить защиту станций от помех, а также её возможности по обнаружению и распознаванию целей. Развёртывают новые станции в 3–4 раза быстрее, чем их предшественницы, эксплуатация стала в 4 раза дешевле, а численность обслуживающего персонала уменьшилась в 6 раз.
Феликсу Митрофанову, главному научному сотруднику Геологического института Кольского научного центра РАН, премию принесло теоретическое обоснование и открытие месторождений платино-палладиевых руд на Кольском полуострове. Геологический коллектив под его руководством в 2008 году поставил на госбаланс около 410 тонн платиновых металлов и золота. Причём расчёты учёного показывают, что дальнейшее бурение до глубины 500 метров позволит обнаружить запасы ещё в 6 раз больше. Феликс Митрофанов и его коллеги нашли способ надёжно определять перспективность рудного массива без дорогостоящих буровых работ и геохимических проб. Эту поисковую основу сейчас используют как отечественные, так и зарубежные горнорудные предприятия. Также геолог впервые выделил уникальную по масштабам Восточно-Скандинавскую платиновую рудную провинцию. Она занимает территорию более 200 тысяч квадратных километров на Кольском полуострове, в Карелии и восточной Финляндии.
Второй раз были удостоены Госпремии Рахим Хаитов, директор Института иммунологии Федерального медико-биологического агентства России, и Рэм Петров – главный научный сотрудник этого института. По словам президента РАН, они стояли у истоков современной иммунологии. Учёные впервые исследовали инфекционные процессы при заражении радиацией, обнаружили, что реакция иммунной системы на чужеродное вещество зависит от генотипа, установили механизм взаимодействия клеток иммунной системы с кроветворными стволовыми клетками. Также они создали препараты для иммунотерапии аллергий и искусственные антигены – наноструктуры, мобилизующие возможности иммунной системы.
За вклад в развитие органического синтеза и разработку новых лекарств премию получили Борис Трофимов, директор Иркутского института химии А.Е. Фаворского, Валерий Чарушин, директор Института органического синтеза П.Я. Постовского, и Олег Чупахин, главный научный сотрудник этого института. На основе их работ были получены новые магнитно-активные соединения для использования в магнитно-резонансной томографии, ингибиторы коррозии, органические полупроводники, электро- и фотохромные материалы, сенсоры и оптоэлектронные устройства. Технологии учёных-лауреатов применяют в атомной энергетике и агрохимии, а также фармацевтике и парфюмерии. Среди созданных ими лекарств – ацезол, первый и единственный в мире антидот угарного газа, противоопухолевый препарат лизомустин и триазавирин – противовирусный препарат широкого спектра действия, позволяющий, в частности, преодолеть птичий грипп.
Озвучив и прокомментировав указ, Юрий Осипов передал слово Карену Шахназарову, замглавы Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Карен Шахназаров: «В моей иерархии ценностей совершенно уникальная фигура – Дмитрий Менделеев. Масштаб личности – космический!»
– Я вас просто заслушался! – воскликнул режиссёр и принялся зачитывать выпавшие на его долю указы о госпремиях.
– Извините за бюрократические элементы, тут надо всё слово в слово, – сокрушался он, разыскивая нужные бумаги.
Оглашение указов приобретало черты шаманизма. Дабы разрядить атмосферу, корреспондент STRF.ru поинтересовался у спикеров, кто из великих учёных и деятелей искусства важен для них лично.
Математик Юрий Осипов назвал своими кумирами в науке Эйлера, Пуанкаре, чьи гипотезы «загадали загадки всему миру», и Арнольда, «человека крупнейшего калибра».
– Из писателей для меня важен Достоевский, – признался академик. – Я и поэтов очень люблю! Возможно, Карен Георгиевич смеяться будет, но мне очень нравится Бодлер, пусть он колючий и неуютный. Из художников мне по душе русские импрессионисты XIX века. Они целый фурор произвели в искусстве.
– Я от учёного мира далёк, – вздохнул Карен Шахназаров, – но, конечно, интересуюсь. В моей иерархии ценностей совершенно уникальная фигура – Дмитрий Менделеев. Масштаб личности – космический!
– Мы с ним в одном городе родились – в Тобольске, – вставил Юрий Осипов.
– Что-то сумасшедшее человек сотворил! Предсказал всё, что можно было предсказать, и это до сих пор ещё открывают! Да, я правильно понимаю?
–Таблица его ещё не заполнена до конца, – подтвердил президент РАН.
– В литературе для меня важен Пушкин, – продолжил режиссёр. – Он создал всю современную русскую культуру, весь язык, на котором мы говорим. И – Лев Толстой. На мой взгляд, он написал самый великий роман в истории человечества: «Анну Каренину». Ничего выше не было – и не будет. Наука и техника постоянно развиваются, а в искусстве этого нет. Есть титаны, достигшие вершин, достижения, которые никогда уже не будут превзойдены. Например, оперы Верди и Чайковского… Завораживающий вопрос вы задали!
Как видно, заворожил он не только спикеров, но и журналистов, потому что других вопросов не последовало. Напоследок Юрий Осипов, строго поблёскивая стёклами очков, заметил:
– Разговоры о том, что отечественная наука трещит по швам и надо учиться у иноземцев, – это всё неправильная постановка вопроса. Наука есть. Она занимает хорошие позиции. Произошёл перелом: у нас в Академию наук очередь из желающих поступить на работу! Молодёжь поняла: хорошее образование – это главное.
Тут учёный осёкся:
– Ладно, что-то я заболтался…
И спикеры поспешили к выходу.
Зал постепенно пустел. В нём остались лишь портреты Романовых и Рюриковичей. Особенно радостным в тот день выглядел Николай Первый, висящий вблизи динамиков и не упускавший ни слова. Слух «жандарма Европы» явно ласкали характеристики новых радиолокационных станций.
В громоздком шлеме, увенчанном орлом, усатый император чем-то напоминал пожарного. И ведь правда: пламя революций, внутренних и внешних, тушил на славу…
Нынешней политикой Кремля он был бы доволен.