МАТЕМАТИК ВЫВЕЛ ФОРМУЛУ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

18.04.2006

Источник: Российская газета, Катерина Погонцева

Молодого ученого из Черкесска пригласили разобраться в исторической демографии Австрии

ПРИНЦИПИАЛЬНО новый ПОДХОД К ДЕМОГРАФИЧЕСКОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РАЗРАБОТАЛ 34-ЛЕТНИЙ КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ДАЛХАТ ЭДИЕВ. С НИМ БЕСЕДУЕТ КОРРЕСПОНДЕНТ "РГ".

Российская газета: Скажем честно, бытует мнение, что по уровню образования многие выходцы с Кавказа у ступают своим сверстникам из других регионов, скажем, Москвы, Петербурга, Новосибирска. А вы окончили знаменитый московский физтех и там же защитили диссертацию. Наверное, непросто юноше из далекой провинции решиться поступить в один из самых сложных вузов страны?

Далхат Эдиев: Наверное, это прозвучит немного смешно, но я еще с 8-го класса мечтал стать ученым, поступить в МГУ. Но случилось так, что победил в республиканской Олимпиаде по физике, и меня направили на следующий этап этих соревнований в Ростов-на-Дону. А туда приехали представители физтеха, которые искали талантливых ребят. Там меня и сагитировали поступить в этот вуз.

РГ: Как получилось, что вы, кандидат физико-математических наук, защитили диссертацию по демографии, казалось бы, далекой от естественных наук?

Эдиев: На самом деле это сугубо математическая работа. Ведь и предложенный мной термин "демографический потенциал" относится к математике. В чем суть? Сегодня для демографических прогнозов необходимо проанализировать около 700 показателей: только возрастных наберется по 100 для мужчин и женщин, а добавьте сюда рождаемость, миграцию, продолжительность жизни и т.д. Получается колоссальный массив информации, в обработке которой можно и "утонуть".

Мне удалось намного упростить демографическое прогнозирование, сократив число показателей, которые надо обрабатывать более чем в 100 раз и доведя их всего до пяти. Для этого пришлось вывести формулу так называемого "демографического потенциала". Принципиально важно, что при таком большом сокращении показателей погрешность полученного результата выросла очень незначительно, зато расчеты намного упростились.

Более того, потенциал позволяет восстановить демографическую картину прошлого, располагая самыми скудными данными. Например, когда я изучал демографические потери десяти депортированных народов СССР, оказалось, что в 1942 году данные по переселенным корейцам сотрудники НКВД взяли с потолка. Мне удалось восстановить истинную картину.

РГ: Поясните, что же такое "демографический потенциал"?

Эдиев: Его идея когда-то была высказана в работах Рональда Фишера. Если говорить совсем просто, то, к примеру, старый человек имеет небольшой демографический потенциал, так как все его дети уже родились. А вот рождение ребенка - это своего рода заем, данный ему в счет будущих платежей - его детей.

С точки зрения прогнозирования этот показатель хорош тем, что он не зависит от сложившийся на данный момент возрастной структуры населения. Для вычисления потенциала необходимо, как я уже говорил, всего пять параметров: численность населения, отношение к ней демографического потенциала, любой показатель миграции, удельный потенциал мигрантов, рождаемость и ожидаемая смертность.

РГ: В декабре прошлого года венский Институт демографии австрийской академии наук пригласил вас выступить на международном семинаре. О чем был доклад?

Эдиев: Речь шла о последствиях, к которым приводит решение европейских семей заводить детей в более зрелом возрасте. Долгое время считалось, что в этом нет ничего страшного. Вроде бы, какая разница? Оказывается, есть, и существенная. Даже если родители в 35-40 лет заведут такое же количество детей, как и в 25-30 лет, то это приведет к сокращению населения в полтора раза. Ведь каждый год будет рождаться меньше детей, чем могло бы. Сейчас австрийцы приглашают меня провести исследование исторической демографии Австрии в XIX веке: в довоенный и межвоенные периоды. Интереснейшая тема, но не знаю, выберусь ли. Последнее время постоянно в цейтноте. Ведь я декан заочного факультета Карачаево-Черкесской технологической академии. Кроме того, недавно был выбран заместителем председателя "Союза молодых ученых России", а также возглавил его республиканское отделение.

РГ: Чем больше всего приходится заниматься?

Эдиев: Жильем и финансами. И речь не только о низкой зарплате молодых ученых. Нередко нет денег, чтобы поехать на стажировку и даже на конференцию. А ведь ученый должен постоянно развиваться, общаться с коллегами, быть в курсе, что делается в мире по его тематике. А научная периодика? Из-за высокой цены она сегодня практически не доходит до институтов. Более того, в нашем регионе у молодых ученых по сути нет возможности публиковать свои научные статьи.

Намечено несколько основных направлений работы. В частности, необходимы программы для молодежи в жилищной сфере. Сейчас в Петрозаводске обкатывается любопытный проект целевого строительства жилья для молодых ученых. Ребята надеются, что стоимость таких квартир будет в два раза ниже рыночных цен.

Есть предложение открыть ряд коммерческих предприятий, чтобы обеспечить молодым ученым постоянный заработок.

РГ: Хотя времени на науку сейчас у вас остается немного, все же, каковы научные планы?

Эдиев: Намерен проанализировать воспроизводство малочисленного населения. Скажем, как будет меняться демография маленького села. Оказывается, традиционные подходы здесь не просто не работают, а дают неверные результаты. Думаю, что формула демографического потенциала позволит разобраться в этом вопросе.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024