http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=0ec77255-b23d-4b55-8ed0-a8b8aeac30eb&print=1
© 2024 Российская академия наук
Лауреат Игнобелевской премии 2006 года химик Уильям Лискомб. С каждым годом вручение этих наград привлекает все больше и больше внимания.
В восемнадцатый раз, как обычно – аккурат перед объявлением новых нобелевских лауреатов, в Гарвардском университете состоялся очередной Шнобелевский (или Игнобелевский, если точнее) капустник. С каждым годом это театрализованное действо, во время которого Игнобелевские премии вручаются лауреатам за самые нелепые, если не сказать больше (ignoble с английского переводится как «низкий, постыдный»), научные достижения, привлекает к себе все больше и больше внимания.
После строгого предупреждения о том, что в этом году несанкционированные полеты кур по залу запрещены, Марк Абрахамс, постоянный ведущий действа и по совместительству главный редактор журнала Annals of Improbable Research, торжественно открыл церемонию. Для начала прежние игнобелевские лауреаты представили гогочущей публике свои доклады: один – о пальцевом массаже прямой кишки как способе прекратить икоту; другой – о гомосексуальной некрофилии у крякв. После чего началась раздача призов.
Первой из десяти номинаций было питание. Здесь премия досталась двум исследователям, которые доказали, что даже несвежие чипсы «Принглз» покажутся едоку свежими, если они будут хорошо хрустеть. Игнобелевская премия мира досталась Швейцарскому комитету по этике, заявившему, что мы обязаны уважать достоинство растений. В частности, признано «морально недопустимым» намеренное нанесение вреда растениям, так что люди, собирающиеся постричь свой газон или выполоть сорняки в саду, должны теперь призадуматься.
Присутствующих заинтересовала Игнобелевская премия по химии – ее получила Дебора Андерсон из Медицинской школы Гарварда за исследование об использовании Кока-колы и пепси-колы в качестве контрацептива. Она неопровержимо доказала, что миф о спермицидном действии этих напитков имеет под собой основание. Этот миф родился в пятидесятые годы прошлого столетия. Душ из Кока-колы считался тогда хорошим средством контрацепции, вероятно, из-за дефицита остальных средств. Впрочем, эту премию разделили с Деборой исследователи с Тайваня, которые так же неопровержимо доказали обратное.
Премию по биологии получила работа, в которой было доказано, что блохи, живущие на собаках, прыгают выше, чем блохи, живущие на котах.
Игнобеля по физике присудили ученым, которые экспериментально установили, что сложенные в кучу тонкие длинные нити, лески, волосы, да и вообще почти все, что угодно, неизбежно завяжутся в узлы, которые потом очень трудно распутать.
Получив премию по познавательным наукам, три японских ученых с воодушевлением спели песню – им удалось доказать, что плесневый грибок Physarum polycephalum, амебообразное одноклеточное, способно выбираться из лабиринта и решать другие ребусы, которые даже человек не всегда способен решить.
Хорош был Дэн Ариэли, американский исследователь, доказавший, что плацебо в качестве болеутоляющего действует тем лучше, чем больше, по мнению пациента, оно стоит. Получив приз, Ариэли заявил, что почти двадцать лет назад поклялся себе попасть «на эту сцену» и вот теперь он здесь. «Я достиг своего пика, – признался ученый, – и не знаю, куда идти дальше».
Что-то в этом самоиздевательстве есть. Недаром многие из награжденных не только приезжают в Гарвард за шуточной премией (а ехать-то надо за свой счет!), но и вовсю потешаются над собой вместе с остальными. Правда, порой их смех сильно отдает кривой ухмылкой. Возможно, это просто хорошая мина при плохой игре, но возможно, и что-то большее.
Так что ничего удивительного не будет, если когда-нибудь появится серьезное социологическое исследование, посвященное игнобелевским лауреатам. И, вне всякого сомнения, авторы такого исследования попадут «на эту сцену» без всякой очереди.